Конверсия в радиоэлектронике и IT. Смогут ли предприятия ОПК выпускать конкурентоспособную продукцию для гражданского рынка?

30.11.2017

28 и 29 ноября в Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция «Конверсия и выход на глобальные рынки». Ее тематика касалась в первую очередь отечественной радиоэлектронной продукции и решений в сфере IT. Несмотря на кажущуюся компактность форума, в нем участвовали представители известных российских компаний-разработчиков и производителей аппаратуры, ЭКБ, софта.

Сегодня перед ОПК стоит непростая задача по выводу на мировой рынок гражданской продукции! Конверсия в данном случае это не фены или утюги вместо систем РЛС. Гражданская продукция должна как минимум не уступать по высокотехнологичности военным изделиям. Некоторым «электронным» предприятиям удалось наладить выпуск не только продукции двойного назначения, но и чисто гражданских решений. Такие компании можно сосчитать по пальцам. Основной сегмент предприятий ОПК сидит на игле госзаказа и никак с нее не слезет по целому ряду причин.

Какими бы сильными и оригинальными с точки зрения разработки и науки не были бы российские электронные продукты – они проигрывают своим импортным конкурентам по цене. Чтобы снизить цену и стать конкурентоспособными, нужны миллионные серии, контроль качества и целая сеть дистрибьюторов. Менталитет ОПК и бизнеса отличается коренным образом. Классно произвести продукт – лишь 1/3 дела, 2/3 в данном контексте это поиск клиента и продажа продукта. К большому сожалению, business development на большинстве предприятий ОПК атрофирован с рождения или полностью отсутствует. Расшевелить всю микроэлектронную и аппаратную отрасль без помощи государства, институтов развития, венчурных фондов никак нельзя. Одним из вариантов быстрого перевода военных технологий на гражданскую платформу является симбиоз бизнеса и госпредприятий. В этом случае военные заказы с их секретностью режимностью, множеством согласований – остаются неприкосновенными, тогда как наработки и идеи по гражданским продуктам передадутся на аутсорсинг частным компаниям. Связующими звеньями при подобном раскладе могут стать, например, инжиниринговые центры.

Конечно, кремниевые заводы России не столь развиты как азиатские монстры, но отечественные фаблесс-компании и дизайн-центры обладают серьезными компетенциями. Другое дело, что пока в силу секретности военные не могут поделиться с бизнесом своими НИР и НИОКР. Если государство через профильные структуры упразднит преграды, то кооперация предприятий ОПК и бизнеса сулит хорошие перспективы для вывода на гражданский рынок принципиально новых продуктов.

На конференции были очень интересные круглые столы: Радиоэлектроника для индустрии 4.0, бизнес-акселераторы и венчурные фонды как инструменты диверсификации ОПК, новые продукты и сервисы в рамках рынка «Сейфнет» (Безопасные и защищенные компьютерные технологии, решения в области передачи данных, безопасности информационных и киберфизических систем). Стоит сказать, что на Национальную технологическую инициативу по-прежнему возлагаются большие надежды. Не менее интересной получилась площадка «микроэлектроника – разворот от импорта к экспорту». И здесь снова были затронуты проблемы, связанные с выбором и оценкой потенциального рынка сбыта, выбором правильной модели маркетинга, сети партнеров по дистрибуции, своевременной адаптации продукта к изменениям на рынке. Поговорили и об искусственном интеллекте в морской робототехнике. Автономные необитаемые аппараты могут выполнять задачи не только в одиночку, но и группой. В этом случае машины взаимодействую по алгоритму роевого интеллекта и чем-то напоминают колонию муравьев, рой пчел или стаю рыб.

Подробнее в ближайшем номере журнала «Умное производство»

Павел Кириллов

Версия для печати Все новости
Разместить ссылку на: