Мобильные роботы: первые шаги в России

Реализуемая промышленностью Германии концепция «Индустрия 4.0» подразумевает широкое внедрение цифровизации, переход к практически безлюдным производствам, гибким конвейерам, а также к автономной внутрицеховой логистике, причем именно логистика сегодня все чаще становится одним из основных направлений повышения эффективности, особенно на крупносерийных производствах. Одним из перспективных инструментов по улучшению производственной логистики являются мобильные роботы.

Немецкая компания CTS занимается инжинирингом и автоматизацией производственных процессов с 2006 года. Ее основатель Ханс Герингер долгое время возглавлял представительство Schneider Electric в Германии. Но французский концерн решил уйти с юга Германии, и вскоре господин Герингер организовал компанию с аналогичными компетенциями в области инжиниринга и автоматизации производственных процессов. Одним из основных и быстро развивающихся направлений деятельности компании CTS является применение интеллектуальных мобильных роботов.
 

В отличие от человека с тележкой, традиционных конвейеров и других производственных транспортных систем, мобильные роботы вариативны и универсальны, они встраиваются в процессы, где крупными сериями выпускаются различные изделия широкого ассортимента. Уникальное транспортное роботизированное решение на платформе Omron LD делает свои первые шаги на российском рынке. Система обучаема, она обладает свободной навигацией и может быть интегрирована в любую современную производственную структуру. 
 

Системный интегратор CTS совместно с компанией Omron продемонстрировал роботизированное решение для оптимизации внутрицеховой логистики промышленных предприятий в «Экспоцентре» на Красной Пресне в рамках прошедшего в августе форума MIMS Automechanika – крупнейшей в Восточной Европе выставки автозапчастей, автокомпонентов и оборудования для технического обслуживания автомобилей. Это первое официальное появление мобильных роботов CTS в России. Об особенностях мобильных роботов CTS, их перспективах на российском рынке «Умпро» рассказали представитель CTS в России Андрей Григорьев и директор по автоматизации и инжинирингу CTS Альфред Паммер.
– Когда CTS начала осваивать направление мобильных роботов?
Альфред Паммер: – Только в 2015 году мы нашли надежную роботизированную платформу, которую разработала компания Omron. 

 

Андрей Григорьев: – Технология автономных интеллектуальных роботов (AIV) достаточно новая. Она имеет ряд преимуществ перед технологией предыдущего поколения – автоматически управляемыми тележками (AGV – Automatic guided vechicle).  AGV-роботы двигаются с помощью провода в полу, магнитных или других меток по заданным заранее траекториям. Наша AIV-система в этом плане менее привязана и более автономна: в ходе обучения один из роботов создает и запоминает карту территории, а затем передает ее для использования другими роботами. В любую точку на карте робот отправляется по оптимальной для него траектории. Решение от CTS идеально подходит для гибких производственных систем, где процессы и линейку продукции можно менять за короткий промежуток времени – от нескольких часов до нескольких минут. 
– Пожалуйста, опишите подробнее составные части роботизированного комплекса. Вы упомянули роботизированную платформу Omron…
Андрей Григорьев: – Роботы изготавливаются на платформе Omron LD, которая представляет собой собственно движущуюся тележку. Компания CTS дорабатывает платформу и приводит ее в состояние, пригодное для использования на конкретных предприятиях. Мы вдыхаем жизнь в платформу. Наш вклад – это ролики, лифты, подъемные механизмы, программное обеспечение, протоколы обмена данными, стандартные интерфейсы и их интеграция с другим оборудованием и программным обеспечением предприятия. На текущий момент нами реализованы наиболее полные роботизированные решения для компании Continental AG. Continental – не только известный автошинный бренд, но еще и крупнейший производитель электронных автокомпонентов. Именно для этих целей роботы и были применены в цехах по монтажу печатных плат.  Роботы передвигаются между складом и производственными линиями, не только обеспечивая подвоз компонентов, но также сопровождая сам производственный процесс.  
– Насколько ваши наработки востребованы в Европе и в мире?
Альфред Паммер: – Есть успешные кейсы по внедрению «флота» из 15 роботов в одном цехе. С 2015 года во всем мире нами внедрено порядка 100 роботов у таких компаний, как BMW, Continental, Robert Bosch GmbH, Siemens, Kostal и др. Объем заказов постоянно растет.
– А в России?
Андрей Григорьев: – На данный момент мы ведем переговоры с потенциальными российскими партнерами и надеемся, что в скором времени договоренности превратятся в реальные контракты. В России также есть запрос на такие системы.  Сегменты те же, что и во всем мире: пищевая отрасль, производство автомобилей,  автокомпонентов, электроники, чистые и опасные производства, то есть везде, где требуется высокий уровень автоматизации. Самый активный в плане внедрения мобильных роботов сегмент – это автопром. Подвоз компонентов на сборочные участки должен быть предельно быстрым. Нынешняя тенденция у автопроизводителей – отказ от большой серийности. Каждый автомобиль должен быть уникальным, со своей комплектацией. Это означает, что на каждую сборочную операцию необходимо доставлять нужные детали и компоненты для конкретного автомобиля. Именно для решения таких задач и нужны мобильные роботы. Небольшая группа таких устройств обслуживает участки производства без остановок, перекуров, кофейных пауз. Система гибкая, способна быстро перепрограммироваться и перестраиваться: роботы делают только то, что нужно здесь и сейчас. Ничего лишнего: сейчас в цехе собираются одни автомобили, а завтра другие. 

 

Мобильные роботы требуют изменения в головах. Люди, которые проектируют новые производства, открывают заводы, должны иметь принципиально иное мышление. Ведь в России очень часто закупается дорогостоящее оборудование, но затем оно используется не на полную мощность или даже простаивает. 
 

Альфред Паммер: – Некоторые производители хвастаются тем, что на своих новых станках они могут обработать деталь очень быстро, условно – за минуту. Тогда мы спрашиваем, а сколько времени там тратят на то, чтобы доставить деталь до станка? Ответы разные, но самые оптимистичные – порядка пяти минут. Таким образом, на практике получается лишь 20% эффективной работы оборудования, остальное время уходит в никуда. Такой подход может обернуться катастрофой, особенно при крупносерийном производстве.
– Значит, логистика – наиболее привлекательное направление для оптимизации?
Андрей Григорьев: – Безусловно, ведь логистика – основа любого бизнеса в России. В нашей стране гигантское транспортное плечо и много разных перемещений. Проектировать современные производства необходимо, начиная не с оборудования, а с процессов. На основе процессов рассчитываются материальные потоки и только после этого подбирается оборудование. Если мы начнем с закупки суперстанка, а все остальное вокруг будет работать ужасно медленно, то в таком производстве нет смысла.

Всего 10% средств, сэкономленных на закупке дорогого оборудования с массой избыточных для данного производства опций, как правило, позволяет организовать автоматизацию процессов вокруг этого оборудования. 
– Возвращаясь к вопросу о разности мышления и подходе к делу. У частного бизнеса и у госкорпораций ОПК мышление менеджмента, конечно, отличается, но как быть гос-предприятиям, находящимся в довольно жестких условиях госзаказов и различных программ по модернизации, когда деньги на новое оборудование выделяются из бюджета и нужно в режиме цейтнота быстро переключиться на процессное мышление?
Андрей Григорьев: – Процесс ожидания денег гораздо длиннее, чем факт их получения и освоения, поэтому следует заранее разработать план развития, начинать прорабатывать новые ключевые технологии. К моменту получения денег предприятие должно быть полностью готово, оно должно четко понимать, что и как делать. 
– Сегодня в повестке отечественного ОПК – диверсификация, увеличение объемов выпуска и расширение линейки гражданской продукции, так что эти компании тоже ваши потенциальные партнеры. Но вернемся к вашим роботизированным системам: могут ли они функционировать автономно или нужны облачные системы? 
Андрей Григорьев: – Мобильные роботы могут успешно взаимодействовать с MES, ERP и другими системами предприятий. Они могут функционировать как внутри IT-системы закрытого оборонного предприятия, так и с использованием стандартных открытых web-интерфейсов. 

 

Альфред Паммер: – У компании CTS как технологического интегратора есть хорошее решение для сбора и обработки больших данных. Система INMATION позволяет получать, хранить и обрабатывать любые данные не только с роботов, но и с любого другого оборудования, получать любые файлы с информацией в режиме 24/7, а затем анализировать и выстраивать зависимости, закономерности, тренды с наглядной визуализацией на экранах мониторов или табло. INMATION, точно так же как и мобильные роботы, выходит на российский рынок. Крупные предприятия и холдинги нуждаются в таком цифровом помощнике. 
– Назовите ваших основных конкурентов.
Альфред Паммер: – Есть компании, поставляющие решения на основе мобильных роботов с некоторыми своими наработками, но комплексные решения под ключ сегодня делает только CTS.

Представительство в России:
+7-499-678-21-80, +7-906-761-11-67, group-cts.ru

Версия для печати
Авторы: Павел Кириллов
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: