Ускоритель инноваций

Проблемы, с которыми сегодня сталкиваются бизнес, организации, регионы и в целом страна, гораздо сложнее и запутаннее, чем те, с которыми мы сталкивались несколько десятилетий назад. Одной из причин является рост взаимосвязей, объединяющих различные субъекты в стране и по всему миру в сложную сеть систем, которые влияют друг на друга. Чтобы решить эти новые сложные проблемы, необходимо перейти на новое ценностное мышление, ориентированное на человека. Ценностное мышление позволяет нам ориентироваться на человека в создании инновационных решений, одновременно интегрируя логику и научные знания. Чтобы воплотить концепцию инноваций, мы должны обеспечить, чтобы у нас были правильные мышление, коллективные команды экспертов и благоприятные условия (инструмент – ускоритель инноваций). Когда мы согласовываем наши мышление, навыки и среду, мы можем создавать инновации, позволяющие нам преодолеть проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня и можем столкнуться в ближайшем будущем. Это обеспечит возможность создавать лучшую среду для себя и для окружающего нас мира.

Создание системы «Ускоритель инноваций» в области технических, социальных, экономических и экологических знаний – своего рода мультидисциплинарный проект, который использует текущие и будущие разработки ИКТ для решения социальных и технических проблем путем создания web-платформы для привлечения сообщества экспертов из различных областей знаний.

Совместные инновации определяются как мероприятия, используемые организациями для повышения уровня их инноваций и решения проблем путем более эффективного использования разнообразных идей, выдвигаемых сотрудниками, клиентами, партнерами и экспертами.

В частности, в промышленном секторе экономики растет интерес к коллективному решению творческих проблем на этапе концептуального проектирования. За счет сотрудничества в процессе генерации новых инновационных решений компании могут рассчитывать на облегчение агрегирования информации и знаний из различных источников. Последние достижения в теоретических подходах в области управления инновациями, а также в информационных и коммуникационных технологиях обеспечивают более структурированную среду для изобретателей, дизайнеров, инженеров и лиц, принимающих решения. В результате появилась новая категория инструментов, известная как автоматизация инноваций (Computer-Aided Innovation – CAI), которые разрабатываются с целью оказания помощи дизайнерам в их творческой деятельности и для повышения эффективности процесса инноваций. Следующий эволюционный шаг в развитии CAI заключается в использовании достижений в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обычно называемых Web 2.0, а другой – переход от парадигмы закрытых инноваций к открытым для организации совместной работы широкого круга экспертов. На этой основе мы создаем информационную систему «Ускоритель инноваций» для решения инновационных задач в различных областях: промышленность, экономика, экология, развитие территорий, социальные проблемы и т.д. При разработке системы используются методы из области исследований коллективного интеллекта в сочетании с системными методами, предоставляемыми теорией сложности, теорией решения инновационных задач – ТРИЗ, теорией аргументации и теорией ценностей. В то время как коллективный интеллект фокусируется на совместном интеллектуальном поведении, теория ТРИЗ концентрирует свое внимание на индивидуальном решении проблем. Целью концепции системы «Ускоритель инноваций» является улучшение креативных возможностей, предоставляемых перечисленными методами за счет дополнительных ценностей, создаваемых благодаря синергии коллективного участия экспертов. Этот вклад подчеркивает важность приобретения знаний, их капитализации и повторного использования, а также формулировки проблем и сотрудничества в их решении.

Хотя это кажется простым, совместные инновации на самом деле довольно сложная деятельность. На уровне поверхностного понимания обычно говорят, что все, что вам нужно сделать, – это 1) создать портал идей; 2) обеспечить, чтобы люди публиковали свои идеи; 3) собрать голоса по оценке этих идей и 4) выбрать победителей. К сожалению, такое упрощение неправильно. На практике известно слишком много случаев, когда организации запускают такие порталы идей, однако за короткое время (обычно менее шести месяцев) они умирают. Практика совместных инноваций – это богатая область с гарантией получения существенных результатов для тех, кто ее воспринимает углубленно.

Все нововведения начинаются с идей, сравнимых с многочисленными золотыми песчинками, которые по отдельности почти бесполезны. Но вместе они образуют золотые слитки, из которых затем строят высокоценные инновации. Самые успешные инновации, измеряемые с точки зрения отдачи от инвестиций, возникают, когда идеи сталкиваются, перегруппировываются, сливаются и развиваются в рамках инновационного «торнадо».

Условием для возникновения такого «торнадо» является создание среды для диалога всех участников, обеспечивающего правильные возможности и условия для его проведения. Эффективные диалоги, которые приведут к ценной информации, требуют выполнения следующих ключевых условий:
- универсальный язык общения;
- согласованная позиция.

Выполнение этих условий особенно необходимо, когда участники диалога имеют различные системы ценностей (мировоззрение) и интересы, а также являются экспертами в различных областях.

Сегодня происходят быстрые изменения во всех сферах (в обществе, в технике, в экономике, в политике и т.д.), поэтому старые методы, ранее используемые для решения многих проблем, уже неэффективны. Нам необходимо разработать новые способы мышления для выработки лучших решений, которые позволят решать наши текущие проблемы. В этой работе мы предлагаем новый метод «Ценностное мышление» (Values Thinking), который прежде всего ориентирован на человека и общие ценности. Это поможет нам радикально изменить наше видение современных проблем и вырабатывать эффективные их решения. 

Человечество создало ускорители частиц, чтобы понять силы, которые действуют в физическом мире. Тем не менее мы не понимаем принципы, лежащие в основе наших сильно связанных технических, социальных и экономических систем. Мы повсюду используем интернет и мгновенный доступ к глобальной информации. Однако мы не понимаем, как это влияет на наше социальное поведение и эволюцию общества.

Чтобы заполнить подобные пробелы в знаниях и успевать за быстрым темпом, с которым меняется наш мир, нам необходимо срочно создать соответствующий инструмент – ускоритель инноваций (Innovation Accelerator – сокращенно Innovator).

Проблемы, с которыми сегодня сталкиваются политики, экономисты, владельцы бизнеса и инженеры, находятся в совершенно иных измерениях, чем те проблемы, с которыми мы столкнулись в последние несколько десятилетий. В современном взаимосвязанном мире, где изменения в экономических и природных ресурсах могут ощущаться по всему миру, наши проблемы все больше переплетаются с системами, которые связывают нас всех. Чтобы справиться с новой волной проблем, с которой мы имеем дело сегодня и столкнемся в будущем, нам нужен новый вид мышления, новый подход к инновациям. Ценностное мышление – это значительная часть нового подхода к инновациям для создания ускорителя инноваций, поскольку он позволит людям, командам и организациям иметь ориентированный на человека взгляд на проблемы и в сочетании с другими научными методами (теория сложных систем, теория решения изобретательских задач – ТРИЗ, теория аргументации и др.) обеспечить эффективный подход к решению проблем. Тим Браун, генеральный директор международной консалтинговой фирмы IDEO, пишет об этих проблемах во введении своей книги «Изменение в проектировании»:

«Чисто технический взгляд на инновации сейчас менее устойчив, чем когда-либо, и философия управления, основанная только на выборе из существующих стратегий, может быть перечеркнута новыми событиями в стране или за рубежом. Нам нужны новые варианты – новые продукты, которые уравновешивают потребности отдельных людей и общества в целом; новые идеи, направленные на решение глобальных проблем здравоохранения, нищеты и образования; новые стратегии, которые приводят к различиям, имеющим значение и смысл цели, которые привлекают всех, кого они затрагивают. Трудно представить себе время, когда проблемы, с которыми мы столкнулись, значительно превысят творческие ресурсы, которые мы способны вложить в их решение».

Если мы в качестве мотора перемен будем ориентироваться на один лишь технический прогресс, то будем иметь очевидные риски. В 2008 году редактор журнала Wired Крис Андерсон предположил, что большие данные (Big Data) со временем помогут раскрыть все истины и никакой науки или теории больше не потребуется. Этого явно не произошло. Получив больше данных в свое распоряжение, ученые находят все больше тенденций для изучения; и нужна наука, чтобы решить, какие из них являются значимыми, а какие ведут в никуда. Ожидания, будто искусственный интеллект (ИИ) позволит устранить человеческие слабости, например предвзятость и предубеждения, тоже оказались неоправданными. Сегодня многие системы ИИ дискриминируют людей и даже дают возможности ими манипулировать.

Наконец, хотя современная экономика с ее опорой на интернет, компьютеры и большие данные привела к расцвету некоторых наиболее дорогостоящих компаний мира, она также превращает многих граждан в пассивных потребителей. Негатив все большего использования интернета в том, что люди стали меньше разбираться не только в товарах, которые они покупают, но и в информации, которую они потребляют. И действительно, именно «экономика маркетинга» породила «фейковые новости».

Проще говоря, наша цифровая утопия не станет реальностью без дополнительных усилий. Нам нужен в большей степени этический подход к инженерным технологиям. Такой подход будет внедрять конституционные, культурные и моральные нормы и ценности в искусственные и автономные системы. «Этически ориентированные» и «чувствительные к принципам» подходы к проектированию необходимо применять во всех аспектах разработки технологий – от «умных устройств» до программного обеспечения, поддерживающего работу наших правительств и рынков.

Ценностное мышление и построенный на его основе ускоритель инноваций подходят для решения широкого круга политических, экономических, социальных и технических проблем и наилучшим образом могут использоваться для инноваций в следующих областях:
- переоценка ценностей;
- инновации, ориентированные на человека;
- качество жизни;
- проблемы, затрагивающие различные группы людей;
- проблемы, затрагивающие несколько систем;
- рыночные сдвиги и изменения поведения;
- преодоление быстрых социальных или рыночных изменений;
- вопросы, связанные с корпоративной культурой;
- вопросы, связанные с новыми технологиями;
- повторное создание бизнес-моделей;
- решения, связанные с быстрыми изменениями в обществе;
- комплексные нерешенные социальные проблемы;
- области с участием многодисциплинарных команд;
- предпринимательские инициативы;
- внедрение достижений в области образования;
- инновационные решения в области медицины;
- прорывные направления;
- проблемы, в которых не хватает данных для решения.

Ценностное мышление лучше всего подходит для решения проблем, в которых сталкиваются несколько сфер, на стыке бизнеса и общества, логики и эмоций, рациональных и творческих, человеческих потребностей и экономических потребностей, а также между системами и отдельными людьми. Нет смысла использовать ценностное мышление для решения «ручных» проблем, то есть простых, имеющих фиксированные и известные решения, – если только мы не стремимся к новым или инновационным средствам решения проблемы с другой желаемой целью, чем типичные доступные решения.

Ценностное мышление работает лучше всего там, где нам необходимо учитывать ценности, отвечая на вызовы таким образом, чтобы лучше соответствовать потребностям человека, независимо от масштаба или значимости проблемы. Конформистский, контролируемый, технический или линейный подход больше не способен справиться с новыми сложными и чувствительными потребностями современного общества.

Ценностное мышление начинается с намерения, желания, потребности или стремления к улучшению ситуации или состояния. У нас нет способа узнать, является ли это просто мечтой или практичным и жизнеспособным решением. Ценностное мышление дает нам инструменты для изучения того, что может быть сделано для улучшения ситуации. Таким образом, речь идет не о мире инноваций, а об инновации мира.

Современный мир пришел к кризису ценностей, вызванному промышленной революцией. Эксперты и аналитики разрабатывают способы упорядочения практически всех производственных и экономических бизнес-процессов, которые только можно вообразить, с целью извлечь максимальную выгоду из наименьшего количества времени и ресурсов. Хотя это, возможно, имело определенный успех на уровне производительности и эффективности, но сам рецепт столь необходимых инноваций во многих секторах был в значительной степени проблематичен. Именно здесь начинается проект «Ценностное мышление» со смелым новым подходом, ориентированным на человека, в радикальном изменении того, как мы занимаемся изучением проблем и поиском их решений, помогая нам вырваться из старых форм, в которых мы застряли, чтобы открыть свежий взгляд на мир вокруг нас.

Сегодня необходимо найти способ разработки инновационных решений, который может идти в ногу с большим и возрастающим потоком сбоев, затрагивающих людские ресурсы, энергетику, устойчивость, образование, экономические ограничения, политическую нестабильность и целый ряд других проблем, для которых не могут быть четко определены стратегии развития, методы управления и процессы.

По аналогии с исследованием погодных систем, для которых было установлено, что даже малейшие изменения в атмосферных условиях могут вызвать существенные изменения в погоде, нынешний бизнес-климат быстрых перемен и потрясений стало еще сложнее прогнозировать на будущее. Мы не можем видеть, что лежит за следующим поворотом, не говоря уже о прогнозировании на месяцы или годы. Это означает, что нам нужен совершенно новый и динамичный подход к инновациям и стратегическому планированию: менее жесткий, способный быстро и легко адаптироваться к меняющимся условиям, в которых мы находимся, и к тем драматическим изменениям, которые ждут нас в ближайшее время. Ценностное мышление предлагает средства для борьбы со всеми этими изменениями. Чтобы воплотить новую концепцию инноваций, мы должны обеспечить, чтобы у нас были правильное мышление, коллективные команды экспертов и благоприятные условия, в том числе инструменты  (см. рисунок 1).

Ценностное мышление
Мы выделяем четыре направления, которые относятся к методологиям исследований и необходимы для решения проблем и процесса инноваций: 
- онтология изучает природу реальности (бытия и становления);
- эпистемология связана с природой и объемом знаний (что считается знанием и сознанием);
- логика включает изучение действительных форм аргументов, привычки ума, которые приемлемы для вывода и рассуждения, когда вы утверждаете свою позицию по проблеме;
- аксиология связана с ролью ценностей и исследователя в генерации новых знаний (ценности и оценки). 

В совокупности эти четыре столпа любого исследования (знания, логика, реальность и ценности) являются основой инноваций.

Каждый человек и каждая компания обладают ценностями, определяемыми как понятия желаемого, но они по-прежнему широко не используются в качестве источников и драйверов для инноваций. Наш подход ставит ценности в центр процесса инноваций и управления ими. Он демонстрирует потенциал ценностей для интеграции различных заинтересованных сторон в инновационные процессы, для направления совместных усилий и для создания новизны. Предыдущие и сегодняшние тематические исследования показывают, как инновации могут быть использованы за счет понятий желаемого в процессах, продуктах, услугах, бизнес-моделях, и даже инновации во всех организациях и сетях. Ориентация на устойчивость и социальную ответственность, а также на такие ценности, как конфиденциальность, безопасность, справедливость или терпимость, квалифицируются как соответствующие драйверы и рекомендуются для инноваций внутри и между организациями.

Аксиология как наука относится к изучению ценностей, а именно к двум видам ценностей – этике (хорошо и плохо) и эстетике (красота и гармония). В рамках этики ценность – это свойство чего-то или действия, отражающего его важность. Ценности формируются на фоне мышления, убеждений и восприятий; ценности лежат в основе отношений и имеют большое значение для транс-дисциплинарной совместной работы экспертов, необходимой для процесса инноваций. Человеческие ценности независимо от того, сформулированы они или нет, участвуют во всем, что люди делают, выполняют и создают. Ценности определяют поведение людей и их действия. Неудивительно, что аксиология (исследование ценностей и оценочных суждений) призвана связать мышление (оценку) с действиями, т.е. с принятием решений, и инновациями.

Трансдисциплинарная работа, которая немыслима без ценностей, предназначена для решения сложных, «злых» проблем, которые имеют место в бизнесе, экономике, социальной и технической сферах. Для решения этих проблем людям необходимо объединить науку, политику и технологию с обществом таким образом, чтобы обеспечить выживание человечества в будущем на таком уровне, который стоит того, чтобы жить. Эти типы связей требуют сосредоточения внимания на ценностях, которые регулируют взаимодействие между различными дисциплинами, органами управления, отраслями, организациями и гражданами в процессе трансформационных диалогов, необходимых для выработки инновационных решений.

Множество современных проблем, с которыми сталкивается мир, не могут быть адекватно рассмотрены без ценностей – только с использованием рутинной экспертизы, профессиональных знаний и суждений. Отсутствие внимания к ценностным критериям ставит под угрозу способность людей определять глубинные, лежащие в основе причины проблем и кризисов, понимать их и, самое главное, преодолевать.

Для сложных систем характерны ситуации, где нет единственной большой проблемы – только серия взаимосвязанных проблем (сложный кризис). В сложном кризисе существуют взаимные реакции (взаимные действия) между различными проблемами, кризисами и угрозами. Такая сложность требует привлечения более чем одного экспертного мнения; однако поскольку они решают проблему сложного кризиса, то взаимодействие между несколькими экспертами приведет к конфликтам ценностей и противоречиям. Такой конфликт будет затруднять инновации. Уникальность и индивидуальность людей означает, что они не могут достичь общих целей и общих решений. Это отсутствие согласия также происходит, когда проблемы и приоритеты людей различны или когда в силу мотиваций люди считают важными разные аспекты одной и той же проблемы. Короче говоря, они ценят разные вещи. То, что люди руководствуются разными ценностями, не означает, что нет ценностей; скорее, существуют противоположные ценности. Неспособность правильно решать сложные социальные проблемы демонстрирует, скорее всего, то, что ценности могут быть действительно определены и соотнесены только через практический опыт.

В результате, если мир ценностей (аксиология) не принимается во внимание, а также если конфликт ценностей не может быть разрешен, общество рискует тем, что в большинстве случаев будут приниматься плохие решения. Учитывая сложность кризисов, с которыми мы сегодня сталкиваемся, мы не можем рисковать, допуская слишком большое количество плохих решений или постоянные конфликты. Люди должны уметь уважать различия в ценностях и использовать эти различия для генерации новых идей.

Хартман (Hartman, 1967) предполагает, что решение проблем может быть значительно эффективнее, если посредством аксиологического анализа будут учитываться уникальные взгляды каждого эксперта, а затем сравниваться со взглядами других экспертов и уже затем интегрироваться в процесс решения проблем. Таким образом, различия в ценностях могут быть учтены, а конфликты разрешены.

Хартман полагает, что ценностные ориентиры каждого человека находятся в движении, изменяясь по мере того, как вокруг меняется ситуация. Он предлагает три измерения ценности, которые составляют вершину чьего-либо ценностного процесса: а) внутренняя ценность (личная или духовная), б) внешняя ценность (практическая или ситуационная) и в) системная ценность (концептуальные или теоретические конструкции разума).

Более подробно, внутренние ценности включают эмпатию и самооценку; внешние ценности включают осознание роли и практическое суждение/мышление; системные ценности включают системное суждение (способность оценивать порядок в системе) и самоопределение, мотивацию и последовательность. Хартман (1967) далее утверждает, что существует иерархия ценностей: сначала привилегия отдается внутренней ценности (фокус на добро), которая лучше, чем внешняя (сосредоточенность на сравнении одной вещи с другой), и которая лучше системной (сосредоточенность на совершенствовании и правилах).

Хартман (1967) утверждает, что люди все расценивают одним из этих трех способов или в некоторой их комбинации. Результатом может стать человек, испытывающий напряженность в трех измерениях своих ценностей (помимо напряжения между несколькими заинтересованными сторонами с конкурирующими ценностями). Итог: как человек думает (присваивает приоритеты в этих трех измерениях), будет определять, как он или она действует в ситуации. Правильная оценка требует внимательности ко всем трем измерениям.

Когда эксперт в качестве аргумента высказывает ценностное предпочтение в конкретной ситуации, вы не должны ожидать, что тот же самый эксперт обязательно будет иметь тот же приоритет ценности при обсуждении другого спорного вопроса. У человека нет одинаковых приоритетов ценностей без учета обсуждаемой проблемы. Контекст и фактические проблемы, связанные с полемикой, также сильно влияют на то, как далеко мы готовы пойти и придерживаться конкретного предпочтения.

Burger (2003) относится к ценностям как к определяющей функции в когнитивных процессах людей, особенно во время инновационных процессов, когда новые знания создаются на трансдисциплинарных границах. Burger (2003) также утверждает, что споры о приоритете ценностей, возникающие при объединении разных субъектов в процессе генерации знаний, являются необходимой частью управления мыслительными процессами, зависящими от оценок «за» и «против» в отношении ценностных позиций при рассмотрении проблем. Разнообразные взгляды и сопутствующие споры часто мотивируют людей мыслить по-другому о том, как решить проблему (например, публичные дебаты об изменении климата). Трансдисциплинарная работа не может быть выполнена без акцента на ценности, присущие этим ситуациям, без уважения к тому, как они управляют мыслительными процессами людей.

Решение сложных проблем зависит от многих областей знаний и требует привлечения многих экспертов, действующих в диалоге друг с другом, поскольку участники постоянно исследуют существующие и возможные отношения между конкурирующими знаниями и перспективами. Благодаря диалогу границы исчезают, раскрывая ценности (этику и мораль) и другие аспекты (онтологию, логику и знания) для реконструкции инноваций. 

В начале 1970-х годов, когда люди обнаружили, что недостаточно решать проблемы с привлечением множества дисциплин (междисциплинарность), тогда в качестве подхода к решению сложных взаимосвязанных проблем появилась трансдисциплинарность (TD). Проблемы становились слишком сложными, чтобы их можно было решать в рамках одной дисциплины или с использованием нескольких методологий.

В отличие от старых ньютоновских наук методология TD глубоко основывается на новых науках, таких как квантовая физика, теория хаоса и теория сложных систем (Nicolescu, 2006, см. также McGregor, 2011). Николеску считает, что нововведения новых наук радикально меняют то, что приемлемо, как знание, реальность, логика и ценности. С этой целью, основанной на новых науках, Николеску предложил свою собственную интерпретацию трех столпов (аксиом) трансдисциплинарной методологии: а) онтология – множественные уровни реальности и скрытой третьей, б) логика включенного среднего и в) эпистемологии – знание как сложность возникновения (Nicolescu, 1985, 2002, 2005, 2006, 2007, 2008). На рисунке 2 представлена иллюстрация, относящаяся к ценностям.


«Трансдисциплинарность относится к тому, что находится между дисциплинами, по разным дисциплинам и за пределами всех дисциплин» (Nicolescu 143) – см. рисунок 3.

 Трансдисциплинарный подход, как правило, использует следующие теории:
- теория сложности;
- теория ограничений;
- теория хаоса;
- теория дополняемости;
- теория критических состояний;
- теория целостности;
- теория подобия;
- теория возникновения;
-теория самоорганизованной критичности.

Но вернемся к ценностям. На основании вышеизложенного мы сформулировали суть ценностного мышления следующим образом. Процесс решения проблем или инноваций состоит из последовательности элементарных мыслительных актов, каждый из которых предлагает определенное действие в направлении достижения ценности, цели или реализации функции (в случае технической системы). Такие элементарные акты будем называть VThink.

Природа человека допускает только три уникальные системы ценностей, которые основаны на разных основополагающих ценностях:
1. Индивидуализм, который допускает несправедливость, признает приоритет конкуренции, прав и свобод человека. Признается необходимость быть свободным и следовать нашим собственным желаниям;
2. Сотрудничество, которое относится к интересам каждого отдельного человека, как к менее важному, а отдает приоритет общим интересам и совместным усилиям и признает неограниченную демократию. Исходит из необходимости принадлежать сообществу единомышленников;
3. Власть и авторитет, который уважает власть и идентифицируется с неким контролирующим органом. Исходит из необходимости достижения значимых общих целей.

Организационная система, основанная на ценностном мышлении, объединяет три возможные системы в гармоничное единство, исходя из того, что любая из этих отдельных систем ценностей является нестабильной и неэффективной. Иначе говоря, гармоническое единство исходит из того, что мы все желаем индивидуальной свободы, общественной принадлежности и значимой цели в нашей жизни. 

Версия для печати
Авторы: Владимир Гарусов
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: