Работа в «Шелл» не может быть эффективной, если она небезопасна

Концерн «Шелл» – один из самых старинных и известных нефтяных концернов мира. Во всем мире на предприятиях «Шелл» трудится примерно 85 тысяч человек. В России «Шелл» работает уже более 125 лет в основном в сфере нефте- и газодобычи. В 2012 году «Шелл» построил один из крупнейших современных комплексов по производству смазочных материалов в городе Торжок Тверской области. Сегодня мы расскажем о том, как прививается на отечественной почве выработанная компанией «Шелл» за сто с лишним лет производственная культура. Наш собеседник – директор филиала ООО «Шелл Нефть» в городе Торжок Максим Соловьев.

– К вопросам техники безопасности в российской промышленности часто практикуется формальное отношение. Но для концерна «Шелл» безопасность производства – основной приоритет. Как реализуется этот принцип на вашем заводе?

– Вопросы безопасности для нас являются основным приоритетом не только на производстве, не только в рамках завода, но и в обычной жизни.
Концерном разработаны «12 жизненно важных правил», благодаря которым уже не первый год нас признают самым безопасным производством Верхневолжья. Эти «12 жизненно важных правил» действуют абсолютно на всех мировых производствах компании.

Работа в «Шелл» не может быть эффективной, если она небезопасна. Если не соблюдаются требования по безопасности, то мы просто не будем работать. Три года мы признавались самым безопасным предприятием Верхневолжья в конкурсе по охране труда. Приходя на такие конкурсы, мы задаем определенную планку всем остальным. И у руководителей других предприятий появляется желание понять, почему вопросы безопасности настолько важны для нашей компании.

Для завода «Шелл» в Торжке «12 жизненно важных правил» стали его неотъемлемой частью с момента основания завода. 
 

За все это время была проведена колоссальная работа по анализу накопившейся статистики. В результате были сформулированы «12 жизненно важных правил», которые в первую очередь должны помочь предотвратить гибель людей. Мы постарались в простой форме, через значки, пиктограммы, объяснить, что нужно делать, для того чтобы не попасть в смертельно опасную ситуацию. Данные правила в обязательном порядке доводятся до всех сотрудников концерна.
«12 жизненно важных правил» являются приложением к любому контракту, их должен соблюдать любой подрядчик, который с нами работает. Несоблюдение этих правил – нонсенс для нас, мы не принимаем такое поведение, которое ставит под угрозу жизни сотрудников, коллег. Вопросы охраны труда и безопасности для компании стоят на первом месте, именно с них все начинается. Если что-то можно сделать быстрее, но это будет небезопасно, то мы это делать не будем. 

 

Наш завод построен относительно недавно, в 2012 году, но за шесть лет мы уже успели инвестировать достаточно большое количество денежных средств, чтобы сделать наше производство еще более безопасным. Например, станции погрузки автоцистерн: мы должны были обеспечить защиту от падения людей с высоты, поскольку они должны залезать на эту автоцистерну, а она более 4 метров высотой, и если человек упадет с этой высоты, то он может получить серьезную травму. Мы сделали специальное устройство, предотвращающее падение людей. И если человек все же не удержится на высоте, то в результате он не упадет, а просто плавно опустится на землю. 
 

Наши «12 жизненно важных правил» очень сильно перекликаются с общими правилами безопасности на промышленных предприятиях, которые люди должны знать, когда сдают аттестацию в Ростехнадзоре. Самое простое и понятное: «Если едешь за рулем – пристегнись ремнем безо-пасности», ведь в случае ДТП непристегнутый человек может погибнуть. Или еще одно: «Курение разрешается только в специально отведенных местах» – для нас это актуально больше всего, так как масла – это горючие вещества, а на заправках курение может обернуться настоящей катастрофой. Кажется, такие простые правила, но их все равно надо доводить до всех сотрудников и отдельно подчеркивать их серьезность. Так, например, на территории нашего завода вы не увидите курящего на ходу человека. 


– Принято считать, что в нашем отечественном менталитете есть особенность – мы не любим соблюдать правила, все время стремимся их изменить под себя.
 – Я тут не согласен. За время работы в «Шелл» я побывал на многих заводах и посмотрел на это под другим углом. Значимость менталитета явно переоценена, эти «12 жизненно важных правил» написаны для всех – для русских, англичан, немцев, корейцев, пакистанцев. Проблемы, с которыми сталкиваются заводы в других странах, в поведенческом плане все равно приблизительно одинаковы. Не думаю, что русские сильно отличаются.
– Что на ваш взгляд привнес завод «Шелл» на территорию, кроме очевидных материальных плюсов – налогов, рабочих мест?
– Помимо вполне очевидных вещей – инвестиций, налогов и так далее, прививается культура поведения, культура безопасности. Люди меняются. У нас на заводе правильное и адекватное восприятие этой культуры доведено до совершенства. Сотрудники следят не только за тем, чтобы самим строго соблюдать правила безопасности, но и друг за другом – и это не считается обидным, ведь так мы проявляем нашу заботу о наших коллегах и друзьях. Например, если человек поднимается по лестнице и не держится за перила, ему делают замечание, потому что, по статистике, очень много несчастных случаев как на производстве, так и в быту происходит именно при падении с лестницы. И об этом сразу преду-преждают всех гостей предприятия.

 

Где-то это могли бы воспринять с обидой. У нас это норма, сотрудники настолько перезагружаются в отношении безопасности, что переносят это отношение за пределы работы, в семью. Например, в моем окружении на задних сиденьях машины все пристегиваются. И к слову, новые сотрудники достаточно быстро это усваивают – ехать непристегнутым некомфортно. Раньше эти правила приходилось долго объяснять, сейчас все намного проще. 
 

Если говорить о внутрикорпоративной культуре, то, например, в «Шелл» каждый год проходит день безопасности. В этот день сотрудники собираются вместе и обсуждают, что нужно сделать, чтобы предотвратить смертельные случаи или потерю трудоспособности на производстве. Очень часто к этим корпоративным дням безопасности привлекаются целые семьи. Дети, жены, мужья сотрудников рассказывают, как они соблюдают правила безопасности. Ведь для нас это уже общий праздник, а не просто корпоративная история. 

Наверное, это и есть наша самая большая инвестиция: потратить целый день на обсуждение правил безопасности! Все это делается только для того, чтобы донести до людей мысль, что жизнь бесценна, ее надо беречь – жизнь свою, своих коллег, своих близких. Не надо совершать поступки, которые могут стоить вам здоровья. И для нас это уже не просто часть работы, это стиль жизни.
 

10 лет назад всем нам приходилось менять свое сознание. А сейчас человек, который не будет следовать правилам безопасности, в нашем коллективе будет чувствовать себя белой вороной. Он будет привлекать к себе внимание окружающих, ему сразу же сделают замечание. Сотрудники действительно стараются помочь и не боятся делать замечания даже высшему руководству. 
– Наверное, следствием такого подхода к безопасности является качество продукции? 
– Среди работников завода проводился конкурс на девиз предприятия. Победил такой девиз: «Безопасность всегда, качество во всем». Это равноценные приоритеты нашей работы. 

 

Мы всегда пытаемся показать все составляющие качества. Это автоматизация: у нас есть контрольная диспетчерская комната, откуда все управляется, все просматривается, такая технология позволяет не допустить человеческих ошибок. В нашем презентационном фильме говорится: «Человек контролирует автоматику, автоматика – человека». Это бесконечный процесс. Такая лаборатория, как у нас, точно есть не на каждом заводе. У нас есть уникальная возможность проверять все на месте. А проверяется все: и сырье, и готовая продукция, и продукт после смешения и после розлива. В лаборатории достаточно приличный штат, около 10 человек, но опять-таки, уровень автоматизации в лаборатории очень высок. Там стоят автоматические вискозиметры, а сам процесс выглядит следующим образом: проба наливается в маленькую пробирку, пробирка вставляется в аппарат, аппарат проверяет ее и далее выдает чек, как кассовый аппарат, который надо приложить к ордеру заказа. Наши инженеры-химики – именно инженеры, не лаборанты – смотрят продукт на предмет соответствия параметров в этом чеке и спецификации, которая у нас есть.
 

Для того чтобы отследить какие-то включения, у нас также есть специальный электронный прибор. Он даже дает сегментацию по размерам этих включений от и до. И это все происходит автоматически. 

И конечно же, наш конек – это инновации. Масла из обычной нефти уходят в прошлое. Так, например, «Шелл» – единственная компания в мире, выпускающая масла на основе природного газа по уникальной технологии Shell PurePlus. Эта технология дает нашей продукции исключительные свойства. Используя эти преимущества, мы добиваемся безусловного качества.
 

Масла «Шелл» на нашем заводе делаются из тех же компонентов, что и на любом другом заводе «Шелл» по всему миру. Основная особенность заключается в том, что синтетические масла «Шелл» делаются преимущественно на основе GTL (Gas To Liquid), это базовые масла на основе природного газа. На внешний вид это прозрачная, как вода, жидкость. Оно обладает более узким диапазоном по разбегу своих параметров. То масло, которое делается из нефти в рамках нефтеперегонки, всегда содержит какие-то примеси. Когда масло делается из газа, оно однородное по составу, в нем нет никаких примесей, и оно служит на всем межсервисном интервале. 
«Шелл» построил в Катаре завод по производству базового масла из природного газа, откуда и идут централизованные поставки на все заводы «Шелл». Именно из него мы потом делаем наши высококачественные продукты. Такой технологии нет ни у кого. В этом наше основное конкурентное преимущество.

 

Что касается самих процессов, они построены таким образом, чтобы исключить ошибку на всех этапах, начиная с приемки сырья. Ничего не будет разгружаться до тех пор, пока мы не убедимся в качестве получаемого продукта. После разгрузки из резервуаров отбираются пробы. После смешения обязательно отбирается проба. Во время налива отбирается проба. Из первой емкости, из последней емкости, если налив длится больше чем два часа, пробы берутся каждые два часа. Выборочно делается проверка со склада готовой продукции. Берутся образцы упаковки. 
 

Кстати, нашу лабораторию тоже проверяют. В «Шелл» есть такая методика: приходит закрытая пробирка, и лаборатория должна проверить эту пробирку, понять, что нам прислали, какие там параметры. Они пишут свой ответ. Кстати, за последние четыре года мы ни разу не ошиблись, даем 100%-й результат. 
 

На нашем производстве также есть такой индикатор, как «бленд с первого раза». Иногда по ряду причин бывает так, что бленд не получается. Мы это называем «приготавливать» масло. Если этот процесс сравнить с приготовлением какого-либо блюда, то это блюдо будет состоять из множества компонентов. Ключевой индикатор, который мы отслеживаем – как часто у нас не получается тот или иной бленд. На уровне мировых стандартов считается, что если в 97% бленды получаются с первого раза, то это хорошо.

Мы начинали как раз с 97%, сейчас этот показатель у нас близок к 99%, притом что объемы производства с момента запуска завода выросли в три раза. 
 

Сейчас на заводе выпускаются сложные продукты, которые могут состоять из многих компонентов (вплоть до 18 единиц). Одновременно с этим мы можем наблюдать качественный скачок с точки зрения смешения. И это случилось не только потому, что у нас автоматика стала работать лучше. Дело в том, что наш отдел качества анализирует каждый случай, почему у нас получился или не получился тот или иной бленд. И, если необходимо, мы обязательно предпринимаем корректирующие меры, чтобы повысить надежность нашего производства.

Если вдруг что-то не соответствует нашим стандартам, у нас бескомпромиссное поведение – мы не то чтобы не пустим эту продукцию на рынок, мы ее не оставим в упаковке – сразу отправим на утилизацию. 
– Известно, что «Шелл» активно продвигает тему безопасности на дорогах, очень актуальную для России, лидирующей по количеству ДТП. 
– Вместе с местными и региональными властями мы реализуем ряд важных социальных проектов, имеющих отношение к безопасности.

 

Важный проект «Безопасные дороги детства». Мы считаем, что правила безопасного поведения должны усваиваться не только взрослыми людьми на производстве, но и, конечно же, детьми, начиная с самого раннего возраста. Узнав, как правильно себя вести, скажем, в автомобиле, на дороге, дети не только запомнят это для себя, но и будут рассказывать об этом уже своим родителям. 
 

В этом году мы снова планируем провести такое мероприятие в Торжке.
 

Что касается взрослых, то уже несколько лет мы проводим уроки по безопасному вождению. Мы начинали с водителей представителей администрации, потом начали расширяться. Теперь многие знают, что есть такие уроки. Мы берем два дня, когда водители автобуса, маршрутного такси или любого другого транспортного средства приходят и учатся у профессионалов, как безопасно можно управлять автомобилем. 
 

Как видите, мы активно продвигаем тему безопасности на дорогах, начиная с маленьких детей и заканчивая взрослыми. 
– Спасибо вам за важный и интересный рассказ. Если одна из ведущих компаний мира уделяет такое внимание безопасности, значит, остальной бизнес тоже должен понять: безопасность – это выгодно.

 

«12 жизненно важных правил» компании «Шелл»

l Перед началом работ необходимо провести контроль состояния газовоздушной среды.
l Работать нужно только с действующим нарядом-допуском. 
l До начала работ необходимо убедиться, что источники энергии изолированы и применено необходимое защитное оборудование.
l Перед тем как отключить оборудование, непосредственно влияющее на безопасность работ, необходимо получить разрешение.
l При работе на высоте необходимо предпринять меры для защиты от падения.
l Необходимо пользоваться ремнями безопасности.
l Необходимо следовать установленному плану управления поездкой.
l Проход под подвешенным грузом запрещен.
l Запрещено курить за пределами специально отведенных для этого мест.
l Запрещено употреблять алкоголь или наркотики при выполнении работ или при управлении транспортным средством.
l Запрещено пользоваться сотовым телефоном и превышать установленный скоростной режим во время движения.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: