|
Елена Катаева: От нас ждут прорывных идей МГТУ «Станкин» может стать локомотивом новой индустриализации
Эксперты нашего журнала несколько лет назад пытались передать «СТАНКИНу» компетенции по созданию «умных производств» и гибким индустриям будущего, методикам модернизации предприятий, позволяющим перевести нашу национальную промышленность «из Египта в Землю Обетованную». У наших партнеров – инжиниринговых компаний из числа национальных лидеров, группирующихся вокруг журнала, 30 лет опыта и более 700 реализованных индустриальных проектов в разных странах. Этот опыт мог бы пригодиться вузу. Тогда что-то не сработало. Сейчас возможно «Сотрудничество 2.0». Сегодня конкуренция цивилизаций (и государств, конечно) происходит на совершенно новых орбитах – в сфере создания интеллектуальных клубов, иерархий, хабов. Хорошо, когда в стране много технических гениев, но этого недостаточно. Необходимо еще создание «сред обитания», где могли бы общаться гении и студенты из совершенно разных отраслей культуры и науки. Нужны площадки, где вместе пьют кофе футурологи, антропологи, дизайнеры, программисты, физики, химики, металлурги и механики… Именно в таких атмосферных местах создаются образцы будущего, которые могут стать предметом производства конкурентной национальной индустрии, ориентированной на экспорт. Другого шанса у России нет. Стране нужны индустриальные пророки. О том, как их растить и создавать им условия для раскрытия потенциала, мы побеседовали с Еленой Катаевой. – Елена Георгиевна, вы с начала сентября возглавляете главный вуз российского станкостроения – СТАНКИН. Пожалуйста, поделитесь первыми впечатлениями. – На самом деле, СТАНКИН находится в удивительной точке, я в такой точке, честно говоря, оказалась впервые, и она мне очень нравится. Это точка бифуркации. Я защищала диссертацию в сфере управления большими системами, и напомню, есть точка, где производных бесконечное число, и любое сколь угодно малое воздействие может толкнуть систему в любом направлении. Сейчас именно от нас ждут прорывных идей в формулировании стратегии развития машиностроения. Все вопросы по стратегии развития отрасли, связанной с этим методике экспертизы, а также аналитика и отслеживание тенденций – все является нашей задачей. И это здорово! – В январе в МГТУ «СТАНКИН» прошла проектно-аналитическая форсайт-сессия по формированию механизмов взаимодействия Минобрнауки России, Минпромторга России, предприятий реального сектора экономики и МГТУ «СТАНКИН» в области образования, науки и производства. Это там формулировалась стратегия развития вуза? Каковы ее принципы? – Основной посыл новой стратегии прост: СТАНКИН должен стать коллективным архитектором новой индустрии и ключевым компонентом технологической безопасности страны. Мы видим свое место в ландшафте реального производства, будем работать в плотной связке со всеми предприятиями машиностроения, начиная с госкорпораций и заканчивая технологическими стартапами. Я думаю, что МГТУ «СТАНКИН» должен развиваться в каком-то смысле «гибридно». Есть самые разные предложения на сей предмет. Нам посоветовали: идите на конкретные предприятия, и в том числе полуразрушенные, и там увидите, что конкретно надо промышленникам. Мы пошли по этому пути. Приходим на станкостроительное предприятие, и спрашиваем – скажите, какие специалисты вам нужны, в какой точке России и за рубежом они вам потребуются, если у вас есть зарубежные проекты, снабженные какими-то компетенциями, и в какие сроки вам нужны специалисты? Часто нам отвечают: у нас горизонт планирования – полгода. Мы не знаем, что будет дальше с нашим предприятием. И тут наша задача – помочь производству. Мне очень нравится модель, которая применена в питерском Политехе, я сама оттуда, и давно дружу с проректором по перспективным проек-там СПбПУ Алексеем Ивановичем Боровковым, он сильно помогает нам методически, был на нашем форсайте, делился идеями. Его принцип мне нравится: надо выделить островок гринфилда в море браунфилда. Тот, кто хочет и может, тот занимается прорывными технологиями. «Середина» университета должна готовить специалистов для существующей промышленности, им сейчас надо работать на конкретных действующих предприятиях. И есть еще нижняя часть пирамиды, о которой обычно стыдливо молчат. Это сегмент образовательного процесса, который выполняет преимущественно социальные функции – преподаватели старших поколений учат студентов, передавая им жизненный опыт и умения социальных коммуникаций. В общем, объединяющая цель – создать экосистему для долгосрочного развития машиностроения на базе отечественных технологий и уникальных компетенций. Под эту цель выстраивается комплекс взаимоувязанных проектов, начиная с разработки отечественной PLM (англ. product lifecycle management) тяжелого класса и заканчивая запуском новых магистерских программ в области инжиниринга цифровых производств и создания сети центров ДИП (детской инженерной профориентации) для формирования проектных команд. – Как корректируются образовательные программы под запросы промышленности, осваивающей драйверы нового технологического уклада «Индустрии-4.0», и прежде всего – цифровизацию производственных процессов и управления ими? – В качестве лекторов активно привлекаются к учебному процессу специалисты и руководители крупных машиностроительных производств, холдингов и представители бизнеса. Практикоориентированность программ, нацеленных на получение готового специалиста высшего звена управления машиностроительного сектора экономики, позволяет выпускникам быстро адаптироваться к современным условиям изменения рынка. В соответствии с запросами промышленности в университете с 2017-2018 учебного года введены новые образовательные программы по направлениям подготовки магистров, отражающие современные тренды в области цифрового машиностроительного производства: «Управление экологическими и производственными рисками в машиностроении», «Интегрированные системы управления цифровыми производствами и предприятиями», «Имитационное моделирование в среде виртуального предприятия», «Системы менеджмента корпоративных знаний», «Менеджмент высокотехнологичного бизнеса», «Управление финансовой конкурентоспособностью предприятия», «Медицинская робототехника и мехатроника». В этом учебном году начинается набор на новую магистерскую программу «Производственный инжиниринг» в рамках направления подготовки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Эта программа включила в себя весь спектр компетенций, необходимых будущему руководителю машиностроительного производства. Основной акцент сделан на создание цифровых машиностроительных производств, внутрипроизводственную логистику и планирование, управление и оптимизацию производств в условиях цифровизации производственных процессов. Отдельно выделены вопросы по управлению персоналом в условиях современного рынка труда, выстраиванию современных бизнес-моделей и мотивации. Знания, полученные при обучении в рамках этой программы, позволят будущим выпускникам успешно открывать свой бизнес или руководить им в условиях быстроразвивающейся экономики и производства. Также мы активно развиваем сотрудничество с индустриальными партнерами в части создания общих кафедр: при обучении важно учитывать реальный запрос отрасли, познакомить студента с будущим работодателем, дать возможность проявить себя. Уже созданы кафедры с предприятием «Техномаш», с Роскосмосом, недавно договорились об организации совместной кафедры с компанией «СТАН», а чуть раньше заключили рамочное соглашение с «Балтийской промышленной компанией». Вообще, конечно, важно как можно раньше познакомить обучающегося с его будущей профессией – тогда у него формируется представление о том, какие компетенции стоит начать развивать и на какие образовательные программы сделать упор. Поэтому, кстати, в СТАНКИНе серьезную работу ведет ФЦТТУ – Федеральный центр технического творчества учащихся. – То есть, растите инженеров со школы? – Именно. ФЦТТУ – это бывшая всесоюзная станция юных техников, которая в течение ряда лет преимущественно занималась методической работой, организацией крупных соревнований для школьников и мониторингом развития сети центров дополнительного образования детей. Мы хотим придать этой структуре новый импульс. Тем более что мы наработали очень успешный опыт работы с детьми – это развертывание центров технологической поддержки образования (ЦТПО) и центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). У нас есть колоссальный проект – мы начинаем Отечественную инженерную школу. Импортозамещение происходит, прежде всего, в мозгах, когда к нам приходят сложившиеся ребята в 18 лет, мозги менять поздно. Нужна цепочка: детский сад – школа – специализированные классы, и потом поступление в университеты. Проанализировав рынок, мы выя-вили, с одной стороны, запрос отрасли на подготовку инженерных команд, а с другой – потребность в обеспечении преемственности российской инженерной школы. Поэтому на базе на базе ФЦТТУ мы планируем реализовать пилотный проект центра Детской инженерной профориентации (сокращенно ДИП). Это образовательный проект для детей. Его цель – создание масштабируемой модели центров инженерной профориентации и обучения, обеспечивающих массовое внедрение современных подходов к развитию командных инженерно-исследовательских компетенций у детей в возрасте 6 – 16 лет. Мы планируем, что сеть таких центров будет формироваться на уже существующей инфраструктуре центров ДОД и охватит свыше 3 млн. детей. Вот какими будут основные принципы работы центра: - Работай на отечественном. Под этим подразумевается разработка и внедрение российских импортозамещающих средств технологического оснащения и ПО для центров ДИП (станки, 3D-принтеры, интерактивные макеты, виртуальные среды); - Уважай корни. Воспитание «инженерного патриотизма» будет осуществляться на примерах лучших представителей российской инженерной школы прошлого и настоящего; - Понимай и наставляй. Здесь речь идет о развитии системного видения современного производства и о каскадном наставничестве «от старшего к младшему» по уровням подготовки школьников. – В СТАНКИНе функционирует государственный инжиниринговый центр (ГИЦ). Пожалуйста, расскажите подробнее о его деятельности. – ГИЦ – уникальный технологический центр, в нем есть первоклассное оборудование по всем переделам машиностроительного производства, а также передовые исследовательские лаборатории. Важно, что ГИЦ ориентирован не только на выполнение НИОКР и оказание инжиниринговых услуг по широкому спектру направлений. Он интегрирован в учебный процесс и является неотъемлемым инструментом обеспечения высокого качества реализации образовательных программ, магистры и аспиранты университета используют оборудование для подготовки своих выпускных квалификационных работ. В настоящее время работа ГИЦ в первую очередь ориентирована на отработку комплекса технологий, которые позволят российскому машиностроению сделать шаг в цифровую эпоху. – Несколько лет назад в стенах СТАНКИНа начал работу Российско-Итальянский технологический центр, а также первый в нашей стране совместный Российско-Швейцарский центр компетенций в области технологий микрообработки. Какова судьба этих и других партнерских проектов после введения режима санкций? Продолжается ли в каком-либо формате сотрудничество с научными институтами и промышленными компаниями ведущих стран? – Российско-итальянское сотрудничество успешно реализуется и сегодня. Российско-Итальянский технологический центр обучения в области машиностроения и металлообработки сочетает в себе функции мелкосерийного инструментального производства и обучающего центра. В конце прошлого года завершился научно-исследовательский проект «Передовые решения для роботизированной механообработки», финансируемый РФФИ и реализованный кафедрами робототехники и мехатроники и инструментальной техники и технологий формообразования МГТУ «СТАНКИН» совместно с институтом промышленных технологий и автоматизации Национального исследовательского совета Италии (CNR-ITIA). В настоящее время подана заявка (проводится ее экспертиза) на следующий совместный проект с этим же партнером. Что касается Российско-Швейцарского центра, он создан с ведущими зарубежными партнерами для реализации совместных проектов. Уникальное оборудование этого центра активно используется в учебном процессе, в научной работе и при реализации НИР и ОКР для индустриальных партнеров. Так, одним из самых востребованных видов оборудования является пятикоординатный прецизионный шлифовальный центр Walter Helitronic Micro для изготовления и переточки микроинструмента диаметром от 0,1 мм, а также измерительная установка Walter Helicheck, использующая уникальный комбинированный контактно-бесконтактный метод измерения для контроля геометрических параметров режущего инструмента. Также не надо забывать о созданных в нашем университете лабораториях: ЛИПС, возглавляемой ведущим испанским ученым, и ЛИАТ, где совместно работают ученые из России и Франции. – И последний вопрос: чисто по-человечески, это очень сложно – поднимать ведущий вуз отрасли, которая долгое время была в упадке, но теперь обязана возродиться? – Я обнаружила замечательную вещь, оказалось, что СТАНКИН – как ребенок. От него не отойти ни на секунду, он живой. Сейчас мы на середине пути. Урегулировали ряд финансовых вопросов, которые были тяжелым камнем на пути развития. Мы с командой Минпромторга России дополняем друг друга. Каждый раз, когда я там оказываюсь, – это для меня обучающая сессия. Очень большая поддержка идет и из Министерства образования и науки. Представьте, директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Борисович Соболев читает заинтересованному узкому кругу лекции по методике моментального принятия решений в условиях пучкового поступления информации при больших сомнениях в достоверности этой информации. Это методика, по которой готовит своих специалистов НАСА. За эти девять месяцев я стала тут настоящим спецназом (улыбается). – Удачи вам, и всей станкостроительной отрасли! – Спасибо!
Версия для печати
Авторы: Беседовали Мария Орлова и Геннадий Климов
Добавить комментарий |