Конверсия в радиоэлектронике и IT. Смогут ли предприятия ОПК выпускать конкурентоспособную продукцию для гражданского рынка?

Круглый стол «Акселератор стартапов и венчурные фонды как инструменты диверсификации ОПК»
Основными темами обсуждения прошедшей в конце ноября в Санкт-Петербурге научно-практической конференции «Конверсия и выход на глобальные рынки» стали рыночные перспективы отечественной радиоэлектронной продукции и решений в сфере IT. В конференции участвовали представители известных российских компаний-разработчиков и производителей аппаратуры, ЭКБ, софта.

Сегодня перед ОПК стоит непростая задача по выводу на мировой рынок гражданской продукции. Конверсия в данном случае – это не фены или утюги вместо систем РЛС. Гражданская продукция должна как минимум не уступать по высокотехнологичности военным изделиям. Некоторым предприятиям из отрасли радиоэлектроники уже удалось наладить выпуск не только продукции двойного назначения, но и чисто гражданских решений. Но такие примеры пока единичны. В чем здесь проблема? Размышляя над ответом на этот вопрос, участники обсуждения отмечали, что, какими бы сильными и оригинальными с точки зрения разработки и наукоемкости ни были бы российские электронные продукты, они пока проигрывают своим импортным конкурентам по цене. Для снижения их стоимости и, соответственно, повышения конкурентоспособности нужны миллионные серии, контроль качества и развитые  дистрибьюторские сети. Менталитет ОПК и гражданского бизнеса отличается коренным образом. Произвести востребованный продукт, не уступающий и даже превосходящий зарубежные аналоги,– лишь треть дела, а определяющие две трети в данном контексте – это поиск клиента и продажа продукта. Но именно эти компетенции в нашей оборонке, обслуживающей ГОЗ, до последнего времени не осваивались за ненадобностью. Одним из вариантов быстрого перевода военных технологий на гражданскую платформу является симбиоз частного бизнеса и госпредприятий. В этом доработка продукции ОПК до требований гражданского рынка и  ее продажа  передадутся на аутсорсинг частным компаниям, а оборонные предприятия  с их секретностью и режимностью, множеством согласований – будут производить продукцию, но останутся защищенными. 

Конечно, кремниевые заводы России не столь развиты, как азиатские, но отечественные фаблесс-компании и дизайн-центры обладают серьезными компетенциями. Проблема в том, что в силу секретности военные не могут поделиться с бизнесом результатами своих  НИР и НИОКР. Если государство через профильные структуры упразднит преграды, то кооперация предприятий ОПК и бизнеса сулит хорошие перспективы для вывода на гражданский рынок принципиально новых продуктов.

На конференции были организованы тематические круглые столы: «Радиоэлектроника для Индустрии 4.0», «Бизнес-акселераторы и венчурные фонды как инструменты диверсификации ОПК», «Новые продукты и сервисы в рамках рынка «Сейфнет» (Безопасные и защищенные компьютерные технологии, решения в области передачи данных, безопасности информационных и киберфизических систем). Не менее интересной получилась площадка «Микроэлектроника: разворот от импорта к экспорту». На ней также были затронуты проблемы, связанные с выбором и оценкой потенциальных рынков сбыта, выбором правильной модели маркетинга, сети партнеров по дистрибуции, своевременной адаптации продукта к изменениям на рынке. Поговорили и об искусственном интеллекте в морской робототехнике. Автономные необитаемые аппараты могут выполнять задачи не только в одиночку, но и группой. В этом случае машины взаимодействуют по алгоритму роевого интеллекта и чем-то напоминают колонию муравьев, рой пчел или стаю рыб. Еще одна тема – океанографические базы данных для морских робототехнических комплексов. В нашей стране есть интересные разработки и рабочие модели морских военных роботов. Однако потенциал автономных необитаемых аппаратов и морских робототехнических комплексов гораздо шире, чем просто бое-вые и разведывательные операции. Искусственный интеллект роботов  помогает прогнозировать погоду. За рубежом морских роботов используют в системах оперативной океанологии, в России это направление только начинает развиваться.

В ходе конференции журнал «Умное производство» провел мини-опрос ряда ее участников. Они делились своим экспертным мнением о готовности нынешних предприятий ОПК к масштабной диверсификации производственных мощностей и выпуску конкурентоспособной гражданской продукции, приводили примеры успешных конверсионных проектов.

Станислав Фоттелер, начальник отдела инновационных продуктов АО «НИИМА «Прогресс»:

– Отечественная промышленность давно переболела конверсией 1980-ых – 1990-ых годов, когда вместо танков на заводах штамповали сковородки. Сейчас ОПК стремится сохранить высокие технологии и переходить не только на продукцию двойного назначения, но и на полностью гражданское направление. В данный момент мы видим попытки системного решения этого актуально вопроса. Регуляторы от правительства и госкорпорации должны выработать единые правила игры, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. В России есть примеры эффективной конверсии, один из таковых – пензенский «Радиозавод», занявший целую нишу на мировом рынке по производству пневмосеялок. Конечно, это частный случай, чтобы вся оборонка научилась зарабатывать на выпуске гражданской продукции, необходима помощь государственных структур, институтов развития, венчурных фондов и т.д. Помимо денег нужна и воля в принятии решений, ведь на старом багаже далеко не уедешь. Наша страна экспортирует образцы военной электроники, но гражданская продукция неконкурентоспособна с точки зрения цены и малосерийности. Чтобы выйти на глобальные рынки гражданской продукции, предприятиям ОПК придется начинать наращивать мускулы на внутренних сериях.

Арсений Брыкин, директор по внешним коммуникациям проектного офиса по развитию бизнеса АО «Росэлектроника»:

– Нынешняя дискуссия о конверсии предприятий ОПК была как раз-таки направлена на устранение основных проблем, препятствующих созданию  высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Есть успешные отечественные решения в области радиоэлектроники и IT, используемые на российском рынке: умный дом, умный город, мирный космос, беспилотный транспорт, беспилотная сельхозтехника, системы фото-видеофиксации, весогабаритного контроля, досмотровые комплексы и т.д. В российских разработках сосредоточено огромное количество ноу-хау и инноваций, связанных с СВЧ-электроникой и со сложнейшей математикой.

Отмечу применение технологий, связанных с навигацией. 10-15 лет назад мы вряд ли могли себе представить, что в каждом телефоне будет спрятан навигатор, прокладывающий маршрут любой сложности. Это только один из множества примеров, подтверждающих, что гражданских ниш очень много, их надо завоевывать.

На состоявшемся недавно заседании экспертного совета при Государственной думе, посвященном мерам поддержки радиоэлектронной промышленности, много говорилось о том, что в тех сегментах, где российские компании могли бы стать конкурентоспособными, но этому препятствует перекос в госрегулировании, следует как можно скорее устранить дискриминационные барьеры. А еще лучше обратить внимание на опыт Китая в вопросах разумного лоббирования отечественных производителей на внутренних и внешних рынках, их опыт таможенно-тарифной политики. Если рассуждать о компетенциях и производственных мощностях российских предприятий, то ответ на вопрос об их готовности к конверсии двоякий: и да, и нет. Это как у Алисы в Зазеркалье: приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее. На данный момент времени компетенций и мощностей хватает, однако это вовсе не означает, что через полгода их будет достаточно. У ОПК есть огромная проблема с компетенциями в области маркетинга, продуктового дизайна, и в какой-то степени – сервиса. Но это вполне решаемые проблемы. Нужно заниматься конверсий системно, воплощать ее в жизнь повседневным трудом, активно коммуницировать, искать партнеров. На современном рынке высокотехнологичных продуктов не работает принцип «не обманешь – не продашь». Сегодня конкурируют цепочки взаимосвязанных поставщиков и производителей. Когда вы покупаете телевизор, то тем самым голосуете не за отдельный бренд, а за всех кооператоров, участвовавших в создании изделия. Можно сказать, что сегодня на гражданском рынке побеждают только эффективные кооперации.

Валентин Макаров, президент НПО «РУССОФТ»:

– Вот так сходу заняться конверсией очень трудно. Предприятия ОПК, производящие небольшие серии по гособоронзаказу, работают в рамках долгосрочных программ и жестко регламентируемого финансирования. В таком режиме переключение с производства одного продукта на другой сопровождается длительной адаптацией и дополнительными затратами. Порядок финансирования проектов и согласования заказов на предприятиях оборонки совсем иной, чем на коммерческих предприятиях. Кроме того, ОПК тратит огромные средства на поддержание режима и секретности, в то же время потенциал военных предприятий позволяет генерировать идеи для гражданского рынка.

Масштабирование в оборонной промышленности весьма условное, есть серии, но они небольшие. Только с миллионными сериями можно должным образом наработать качество продукта и добиться его приемлемой себестоимости. Но опять же проблема не только в производстве и в формировании сообщества высококлассных инженеров в области IT и радиоэлектроники, но и в отсутствии понимания рынка, грамотного консалтинга, отработанной системы поставщиков, торговых представителей. Предприятиям ОПК придется строить маркетинговую инфраструктуру самостоятельно, либо платить большие деньги за соответствующую консалтинговую услугу. На это уйдет уйма времени, за два года точно не успеть. Инструмент по взаимодействию ОПК и частных компаний на сегодняшний момент выглядит самым реалистичным. Проблема ОПК в коммерциализации идей. Те, кто мог бы продать идею, столкнутся с непреодолимыми сложностями на этапе получении права на  РИДы (результат интеллектуальной деятельности), полученные в ходе выполнения Гособоронзаказа. Чтобы этого не случилось, нужно упрощать процедуру взаимодействия бизнеса и ОПК по обмену информацией и технологиями. Иными словами, нужен внятный государственный механизм по налаживанию коммуникаций между ОПК и предпринимателями. Бизнес умеет продавать, и как только процесс конверсии запустится, предприниматели обогатятся, ОПК получит заказы на серийное производство конверсионной продукции, а в бюджет поступит больше налогов.  Еще одним инструментом по налаживанию связей могут стать инжиниринговые центры. Например, инжиниринговый центр «СейфНэт», созданный в Технопарке Ингрия на средства  Правительства СПб, уже сегодня помогает частному бизнесу и ОПК сближаться и находить совместные решения. Что касается потенциала и компетенций – в России есть команды, проектирующие высокопроизводительные процессоры с перспективной архитектурой, на которых можно и нужно строить  «доверенную» электронную среду, которую в качестве альтернативной платформы обеспечения безопасности можно и нужно продавать на гражданском рынке в России и за рубежом.

Версия для печати
Авторы: Павел КИРИЛЛОВ
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: