Об ускорении диффузии технологий и ее последствиях

В начале марта в блоге экономистов Банка Англии (Mauricio Armellini and Tim Pike, Bank Underground, (Bank of England)) появилась следующая запись: «В глобальном технологическом сообществе растут тревоги, вызванные слабой готовностью развитых экономик к следующей промышленной революции. Ее наступление может значить замещение миллионов преимущественно менее квалифицированных специальностей, крах многих, существующих долгое время, но медленно адаптирующихся компаний, существенное увеличение разницы в доходах общества и растущую промышленную концентрацию, связанную с резким ростом относительно небольшого количества мультинациональных технологических корпораций.

Экономисты, анализируя ход предыдущих индустриальных революций, отмечают, что если есть риск чего-то, это еще не значит, что это «что-то» непременно случится. Однако такой подход, возможно, недооценивает существенные отличия природы сегодняшних технологических достижений в плане их значительно больших индустриальных и профессиональных значений и скорости их диффузии. По этой причине было бы ошибкой отвергать риски, связанные с этими новыми технологиями, признавая их незначительными».

В этом посте привлекает внимание упоминание изменения скорости диффузии технологий – времени, за которое они начинают активно использоваться большинством потребителей.  На рисунке 1 показано изменение этой скорости за последние 110 лет.
Рис. 1 Диффузия потребительских технологий за 110 лет

Ключевая технология, которая увеличивает углы наклона кривых, делая их почти вертикальными линиями, – интернет. Пользователи Всемирной паутины все быстрее узнают об уникальных потребительских характеристиках продуктов и реагируют на их рекламу ростом спроса. С другой стороны, на скорость интеграции технологий в наши жизни влияет рост скорости падения их стоимости (см. таблицу).
Таблица 1. Резкое падение стоимости ключевых технологий

На что, в свою очередь, очень сильно влияет рост степени автоматизации производств и ускорение диффузии производственных технологий (рис. 2).
Рис. 2. Диффузия промышленных технологий за 70 лет

Ключевой вопрос: что будет дальше? Ни при распространении конвейеров и электрификации в 1870-ых годах, ни при распространении автоматизации в 1970-ых не было этих сверхскоростных траекторий в форме буквы J, когда технология рождается – и за несколько лет становится ключевым конкурентным преимуществом компании (а затем отрасли и национальной экономики). За эти же несколько лет другая компания, не успевшая адаптировать и интегрировать в ежедневную деятельность эту технологию, погибает. Экономисты Банка Англии приводят такой пример: «Еще в 2011 году представители Foxconn заявили, что в ближайшие 3-5 лет компания заменит 500 000 рабочих в Китае на 1 миллион роботов. Процесс масштабной автоматизации начался в марте 2016 года, когда на одной из фабрик было уволено 60 000 человек, а несколько фабрик в КНР было оборудовано 40 000 «фоксботов». Тогда же стало известно о планах Foxconn увеличивать количество робототехники на 20-30% ежегодно. Такие темпы отвечают нормам развития робототехники в Китае, который входит в тройку лидеров по внедрению промышленных роботов».

Все дело в угле наклона кривой диффузии, говорят нам экономисты Банка Англии, – и во внимании к ключевым технологиям, которые в максимально короткие сроки меняют производительность труда, качество продуктов компаний и скорость их вывода на рынок. Все дело в скорости диффузии и в готовности компании быстро интегрировать ключевые технологии. На уровне сотрудников – все дело в скорости их обучения. Фактически, мы среди других смыслов видим на приведенных графиках learning curves компаний и команд компаний.

Кто быстрее научился с минимальными затратами использовать новую технологию - тот и выжил.

Версия для печати
Авторы: Павел Биленко, генеральный директор инженерного центра «ТЕКНЕР»
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: