Уважаемые читатели!

Сегодня вы держите в руках первый номер нового журнала «Умное производство». Какие цели преследует наш журнал и для кого он выходит?

Аудиторию, для которой мы работаем, можно обозначить одним словом - «производственники». Меня всегда удив­ляло, почему менеджеры высокого уров­ня, работающие на предприятиях, и да­же владельцы производственных фирм не любят, когда их называют бизнесме­нами. Когда-то это казалось каким-то необоснованным консерватизмом крас­ных директоров. Но и сегодня эта тради­ция сохраняется. Причина, вероятно, в том, что производство - это не просто бизнес. Промышленность - это гораздо более сложный сектор экономики, чем, скажем, управление финансами, торгов­ля, страхование и т.п. Здесь присутству­ют все аспекты, присущие другим видам бизнеса: продвижение товаров на рынке, управление коллективом и т.д. Но здесь есть такой серьезнейший фактор, как научно-технический прогресс: то есть на конечный результат бизнеса влияют при­меняемые технологии, модели планиро­вания, методики проектирования и сам уровень научных и конструкторских школ предприятия.

Мир меняется, а в последние 20 лет в обиход стремительно вошли компьюте­ры и произошла революция в области автоматизации, математического моде­лирования, связи и т.п.

Производство - это мир, где пере­мены происходят особо быстро. Причем специфика наших отечественных пред­приятии в отличие от западных в том, что в основном они очень большие: это зачастую целые города, с тысячами со­трудников, множеством цехов, разбро­санных по огромной территории. И часто руководитель просто не в состоянии ус­ледить за всем, что происходит на пред­приятии.

К тому же продукт, который выпуска­ет предприятие, должен быть востребо­ван на рынке, а это реально, если конку­рентоспособна научная и конструктор­ская школа данного предприятия, а так­же конкурентоспособна техническая и технологическая оснащенность произ­водства. Но должна быть конкурентоспо­собна и система управления предпри­ятием, менеджмент, который генерирует стратегию поведения на рынке.

Миссия нашего журнала - организо­вать некий виртуальный клуб собствен­ников и руководителей промышленных предприятий, объединив их с научно- технической элитой страны и промыш­ленными лоббистами. Мы хотели бы быть организаторами дискуссии о путях модернизации промышленности, о тео­рии и практике повышения глобальной конкурентоспособности.

В смысле понимания сути реального производства мне очень импонируют идеи российского ученого и практика Радислава Бирбраера, высказанные в его недавно вышедшей книге «Основы инженерного консалтинга» (тем более что я давно знаю Радислава Александ­ровича, мы 20 лет назад вместе работа­ли в сфере тяжелого машиностроения). Бирбраер описывает четыре уровня промышленного бизнеса как пирамиду, в основании которой лежит базис - не­посредственно производство. Следую­щий уровень обеспечивает подготовку к производству, затем идут учет и управ­ление, и на самом верху - стратегия и маркетинг. Технология балансировки предприятия по уровням пирамиды, на­целенная на глобальное повышение конкурентоспособности всего бизнеса, есть суть понятия «умное производ­ство». Это понятие и определило назва­ние журнала.

Сегодня, после десятилетия хаоса, многие предприятия приступили к своей реконструкции и модернизации. Однако при этом крайне важно не забывать о сбалансированности пирамиды предпри­ятия. Бывает, что предприятие приобре­ло современное оборудование, но за эти годы утрачена научная школа, ушли кон­структорские кадры, квалифицированные рабочие, или гарвардские мальчики с новейшими знаниями в сфере менедж­мента начинают руководить заводом, где уже устарела техническая база.

Доктрина Радислава Бирбраера по­священа тому, как создать новое произ­водство либо модернизировать уже су­ществующее производство так, чтобы привести его к гармоничному состоянию (модернизация может быть процессом более сложным, чем создание нового производства с нуля). Умное производ­ство в понимании «инженерного консал­тинга» - это методология технического перевооружения.

Лучше, когда собственники осущест­вляют модернизацию в сотрудничестве с консультантами, владеющими методика­ми «умного производства» и способными принести на завод лучшее, что появи­лось в сфере производства, проектиро­вания, управления, могущими выбрать оптимальную технику, наладить понят­ную систему документооборота, систему контроля качества.

По существу, инженерный консал­тинг - это интеграция всех сфер работы производства в одну систему, подобную операционной системе Windows в ком­пьютере, где все работает слаженно и без зависаний. Это чрезвычайно сложная задача. Билл Гейтс не совсем идеально справился с ней в рамках, гораздо мень­ших по масштабу и гораздо менее зави­сящих от человеческого фактора. Но тем не менее руководители предприятий должны ее решить, другого пути, чтобы достичь конкурентоспособности в совре­менном мире, просто нет.

Специалисты фирмы Солвер, кото­рые на практике внедряют производ­ственную доктрину Радислава Бирбраера «умное производство», уже реализовали сотни модернизационных промышленных проектов. Поэтому все вполне осущест­вимо - была бы добрая воля.

Назначение Сергея Иванова на пост первого вице-премьера, курирующего инновационную политику в промышлен­ности, показывает, какое значение эта сфера имеет для государства. По сути, речь идет о выживании страны, которая должна слезть с нефтяной иглы и встать в одну шеренгу с ведущими промыш­ленно-развитыми державами. Журнал «Умное производство» - это наш ответ на современные вызовы, именно поэто­му мы выходим под патронажем Коми­тета по безопасности Государственной Думы РФ.

Геннадий КЛИМОВ, главный редактор

Версия для печати
Авторы: Геннадий КЛИМОВ, главный редактор журнала «Умное производство»
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: