Юные техники в Государственной Думе

Ведущие российские компании поддерживают детское техническое творчество


19 июня в Государственной Думе РФ состоялась IV Всероссийская конференция «Юные техники и изобретатели», на которой юные дарования в возрасте от 6 до 18 лет из 73 регионов страны презентовали свои разработки и получали призы от представителей власти, институтов развития, ведущих российских инновационных компаний.

Как отметил, открывая конференцию, ее модератор, депутат Государственной Думы, куратор Экспертного совета по научно-технологическому развитию и интеллектуальной собственности при Комитете ГД по образованию и науке Владимир Кононов, в течение года на участие в конкурсе, проходившего под эгидой Комитета Госдумы по образованию и науке, поступило несколько тысяч заявок, из которых жюри предварительно отобрало около 300 изобретательских и рационализаторских проектов, лучшие из которых были отмечены ценными наградами и призами.


Планшет по-русски, космос и сельское хозяйство

Цель конкурса и конференции – поддержка детского технического творчества, развитие которого является одним из инструментов формирования инженерного потенциала страны. Жюри определило победителей в традиционных номинациях «Экология», «Умный мир», «Здоровье человека», «Освоение космоса и воздушного пространства», «Информационные технологии», «Освоение территорий России», «Безопасность».
Депутат Государственной Думы, куратор Экспертного совета по научно-технологическому развитию и интеллектуальной собственности при Комитете ГД по образованию и науке Владимир Кононов

Кроме того, в этом году была введена специальная номинация «Лучшая идея для стартапа», в которой победил Алексей Кравец из Севастополя. Его проект– система интеллектуального видеонаблюдения, способная распознавать образы с помощью веб-камеры, – получил награду от Фонда развития интернет-инициатив, а компания «Хед поинт», занимающаяся созданием систем видеонаблюдения, обещала оказать помощь юному изобретателю в усовершенствовании его идеи.

Некоторые проекты казались фантастическими, но они, по сути, лишь раздвигают границы возможного. Лицеист Мечислав Принев из Воронежа, победитель в номинации «Информационные технологии», предложил альтернативу сенсорному экрану. Программное обеспечение Smart Wall превращает в сенсорный экран практически любую ровную поверхность. Работу школьника оценил производитель отечественных компьютеров компания «Аквариус». Вице-президент компании по образовательным программам Елена Ерохина вручила Мечиславу приз – новый российский гаджет и предложила протестировать его одним из первых. Продолжая тему высоких технологий, скажем, что юные техники получили в подарок планшетные компьютеры Irbis.
Елена Ерохина, представитель компании «Аквариус», награждает Мечислава Принева из Воронежа, победителя в номинации «Информационные технологии»

Заинтересованность в развитии детского технического творчества продемонстрировали крупнейшие предприятия:  «Вертолеты России», старейший производитель авиационной и строительной химии «Сази», Объединенная авиастроительная корпорация и многие другие.

– Развитие российского авиастроения предусмотрено соответствующей программой до 2035 года. Мы будем вводить на рынок новые продукты, используя новые технологии и новые мозги. Имейте в виду, мы в вас очень нуждаемся! – сказал Александр Туляков, первый вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации.

Лозунг конференции «Полет инженерной мысли!» буквально реализовался в проекте «Циклокоптер» Александра Захарчева из Ульяновска. Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, награждая победителя, призвал всех юных техников не бояться мечтать:

– В ближайшие 10 лет мы увидим грандиозные изменения в авиастроении, возможно массовое производство техники, востребованной на наших просторах. И ваш проект «Циклокоптер» – один из шагов в этом направлении.

Инновационные предприятия поработали ничуть не меньше профессионального жюри и многих участников конференции наградили вне конкурса.

– В последние годы особое внимание в России уделяется станкостроению, – так вице-президент компании «Финвал» Владимир Сметана объяснил свой выбор в пользу проекта «Станок с ЧПУ», выполненного Радмиром Аюповым из Республики Башкортостан. – Однако проблема не столько в том, чтобы изобрести станок, а в том, чтобы его произвести, поскольку у нас не хватает отечественных комплектующих. Я уверен, мы сможем решить эту проблему, в частности, благодаря таким юным техникам, как Радмир.
Юных техников награждает Александр Туляков, первый вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации

Проекты конкурсантов отличались большим тематическим разнообразием. Результаты этих работ могут получить широкое применение.

– Новые технологии востребованы и в такой, казалось бы, традиционной отрасли, как сельское хозяйство. На поля и фермы пришла современная техника,  – прокомментировал Михаил Щетинин, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. – Поэтому проекты, побеждающие, например, в номинации «Освоение космоса», вполне применимы в сельском хозяйстве.

 

Дети в регионах создают свое «Сколково»

«Наставник года» Валерий Корольков со своей ученицей Софьей ПравосудовойЮных техников нельзя ограничивать в интересах, какими бы фантастическими их идеи ни были, считают педагоги.

– Изобретательство – это естественное состояние ребенка, наша задача – сохранить в детях творческое мышление и дать ему развиться, – сказал Валерий Корольков, заслуженный учитель РФ, педагог Елизовской средней школы №1 в Камчатском крае.

Из рук своей землячки – заместителя председателя Государственной Думы Ирины Яровой – он получил премию «Наставник года – 2017» в размере 100 тыс. рублей. Премия была учреждена оргкомитетом конференции «Юные техники и изобретатели» в 2016 году и является крупнейшей национальной наградой в этой сфере.

Ученики Валерия Королькова не только изобретают, но и патентуют свои разработки:

– Мы организовали Свободное конструкторское объединение «Луч», в которое входят несколько школ. Сокращенно – СКОЛ, это наше камчатское «Сколково». Запатентованы уже два детских изобретения – не ломающаяся ручка и костыли, превращающие-ся в стул.

– Валерий Сергеевич всегда поможет сделать все, что задумано. С ним нет ничего невозможного! – подтверждает ученица Софья Правосудова.

 

Клуб поддержки юных техников

Подводя итоги конференции, председатель Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) Антон Ищенко отметил положительную динамику: в 2016 году в конкурсе принял участие 61 регион, а в 2017 году – 73. Он выразил уверенность, что в следующем году конкурс охватит всю Россию:

– Каждый год мы встречаемся накануне Дня изобретателя и рационализатора. 24 июня исполняется 60 лет  с тех пор, как зародилась эта традиция. Также в этом году мы отмечаем 85-летие ВОИР. В СССР общество объединяло 14 млн. рационализаторов, и благодаря этому наша страна стала первой в мире по числу изобретений. Я убежден, сегодня перед нами открываются большие возможности.

Вячеслав Никонов, председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, отметил, что все участники конференции являются победителями, и тем, кому не удалось получить приз в этом году – обязательно смогут выиграть в следующем. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества Иван Сухарев поблагодарил юных техников за их идеи, которые могут быть полезны нашему обществу и государству, и пожелал сохранить жажду знаний и стремление к техническому творчеству.

После конференции для детей была организована экскурсия по ведущим вузам Москвы, а педагоги, руководители фондов и компаний приняли участие в круглом столе по мерам поддержки движения юных техников.

Издательский дом «УМПРО» вносит свой вклад в общее дело и ежегодно выпускает сборник «Юные техники и изобретатели». В нем вы можете ознакомиться с опытом различных регионов, фондов, ведущих российских компаний, принимающих участие в развитии инженерного потенциала страны. Мы приглашаем всех желающих присоединиться к нашему клубу.

 



Инженеров нужно готовить с детства

В экспертный совет конференции «Юные техники и изобретатели» входит Валерий Петров, кандидат технических наук, заместитель генерального конструктора по научной работе компании «Солвер». Мы спросили Валерия Евгеньевича о том, насколько важна сегодня комплексная поддержка технического творчества:

– Большинство из того, чем мы все пользуемся в повседневной жизни, представляет собой результат инженерной мысли. Для примера обратимся к истории: прошедшие войны мы выигрывали благодаря технологическим разработкам ВПК. Именно инженерный потенциал играет ключевую роль в конкуренции между различными странами. Не только политики соревнуются между собой, но и инженеры, которые, между прочим, лучше друг друга понимают, потому что говорят на одном универсальном техническом языке. В то же время общественный статус российского инженера не соответствует его уровню. Во всем мире и у нас в стране есть даже рейтинги спортсменов, а рейтинга инженеров нет. Проблема должна найти комплексное решение, и такие мероприятия, как конференция «Юные техники и изобретатели», призваны объединить усилия власти, общества и производственников. Инженеров действительно нужно растить с детства, их нужно учить, пестовать.

– Как нужно готовить будущих инженеров?

– По классической системе «Пока не попробуете сделать руками, не поймете». Хрестоматийный пример – Петр I, который сумел вывести Русь на новый уровень благодаря тому, что до всего доходил своим умом. Нужно замечать талантливых ребят и прикладывать все силы для их развития. Мне понравились слова учителя с Дальнего Востока Валерия Королькова, который на конференции получил приз «Наставник года – 2017»: «Изобретательство – это естественное состояние ребенка». Нужно поддерживать в детях это стремление и ни в коем случае не ограничивать их в интересах: и физика, и химия, и русский язык с литературой пригодятся в сложной работе инженера. Конечно, нужно выстроить систему подготовки, чтобы не возникало такой распространенной ситуации, когда работодатель говорит: «Забудьте все, чему вас учили раньше».

– Действительно, между образованием и практикой есть большая пропасть, но ее можно преодолеть. Вы сами, например, являетесь таким «мостиком»: занимая руководящую должность в ведущей инженерной компании, вы одновременно преподаете.

– Да, я преподаю в московских технических вузах – МИИТ, МАИ и очень радуюсь, когда студенты защищают дипломы с оценками «отлично» и «хорошо». Тем не менее наведение таких «мостиков», как вы сказали, сейчас не сильно распространено, и вузам нужно более тесно сотрудничать с предприятиями. Студенты должны понимать, в каком направлении им развиваться, где реально можно применить знания, полученные за годы учебы. У меня есть примеры, когда специалисты инженерных компаний, передовых предприятий читают лекции в учебных заведениях. Так что востребованность в такой практике однозначно есть.

– Скажите, инженер – это звучит гордо?

– Безусловно! Разработки инженеров стоят больших денег, но проблема в том, что очень часто работодатели их недооценивают. В обществе нужно развивать инженерную культуру и по заслугам оплачивать труд тех людей, от которых по большому счету зависит будущее России.

Версия для печати
Авторы: Дмитрий КОЧЕТКОВ; Фото - Владислав ИЛЬЯШЕНКО
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: