Тернии и звезды «Пожтехники» из Торжка

Сегодняшний наш рассказ – об интересном машиностроительном предприятии, которое уверенно нашло свою нишу в нынешних рыночных условиях и проявляет удивительную устойчивость, несмотря на экономические кризисы и смену технологических укладов. Это «Пожтехника» из города Торжка Тверской области. Сегодня, ко всему прочему, есть хороший повод посетить это предприятие. У Анатолия Строканя, одного из главных акционеров, председателя совета директоров и главного конструктора большинства выпускаемых предприятием моделей пожарной техники, сегодня своеобразный юбилей. Тридцать лет назад он был назначен плавным конструктором «Пожтехники».
 


Справка

Анатолий Строкань в 1987 году (чуть более чем через два года после окончания Тверского политехнического института) уже был назначен Главным конструктором Производственного Объединения «Пожтехника». В то время на предприятии работало около 3000 человек. В состав Объединения входили тогда ОКБ Противопожарной техники, два завода в России, завод в Латвии в городе Валмиеры и на Украине в городе Мариуполе. При непосредственном участии Анатолия Строканя за последние 30 лет было спроектировано и изготовлено около 300 пожарных, спасательных и специальных машин, группы уникального оборудования, налажен серийный их выпуск... Анатолию Строканю присвоено звание «Почетный гражданин Торжка». Он избирался депутатом Законодательного собрания Тверской области, награжден Орденом Святой княгини Анны Кашинской, почетными грамотами директора ФСБ, министров МЧС и МВД.





 


Со времени своего основания в 1935 году завод прошел путь от мастерской по ремонту сельскохозяйственной техники до ведущего российского машиностроительного предприятия в области проектирования и производства пожарной, коммунальной и другой специальной техники и оборудования, в том числе уникальной – для всех космодромов.

В начале 1990-х годов на предприятии возникли типичные для всех производителей того времени трудности, связанные с переходом от планово-распределительной системы к рыночной, когда надо было завоевывать свои рыночные ниши. Далеко не все руководители предприятий с этим справились, практически все столкнулись с проблемами задолженностей, отсутствием сбыта продукции, сокращением производства. Тогда многие предприятия прекратили свое существование. Возможно, что ту же участь разделила бы и «Пожтехника» из небольшого городка Торжок. Удачу предприятию принесло то, что в 1994 году трудовой коллектив избрал генеральным директором Анатолия Николаевича Строканя, тогда еще совсем молодого конструктора. И благодаря постоянному труду коллектива (руководителей, инженеров и рабочих) удалось сохранить производственную базу, осуществить техническое переоснащение производства, создать новые модели техники. С начала 1990-х годов на предприятии практически ежеквартально проектировались и готовились к производству две-три новые модели серийной продукции, в том числе для созданного тогда Министерства чрезвычайных ситуаций, которое возглавлял Сергей Шойгу.

Андрей Фортуна, генеральный директор ОАО «Пожтехника»О том, как обстоят дела на «Пожтехнике» сегодня, рассказывает генеральный директор предприятия Андрей Фортуна:

– Несмотря на объективные трудности, обусловленные макроэкономической ситуацией, завод остается лидером по производству высотной техники в России и странах СНГ. На предприятии неоднократно бывали многие руководители МЧС и МО, в том числе Министры Сергей Шойгу и Владимир Пучков. Мы ощущаем их поддержку, но понимаем, что должно быть постоянное движение вперед. Отслеживаем мировые тенденции в нашей сфере, стараемся соответствовать повышающимся требованиям рынка, заказчиков, проектировать и изготавливать максимально эффективную технику. Есть у нас программа по импортозамещению. Производство пожарных машин на нашем предприятии имеет полный производственный цикл: от конструкторской разработки до изготовления деталей, узлов и окончательной сборки.

Мы сейчас оптимизируем цепочки создания стоимости, систематизируем работу с поставщиками. В случае отсутствия российских аналогов достойного качества для удержания соответствующего технического уровня машин применяем комплектующие от ведущих мировых компаний независимо от курса валют и их цен. Но все же приоритет для нас – создание надежной системы субконтрактных отношений с российскими поставщиками и предприятиями Таможенного союза. Это наша принципиальная позиция.

Сегодня мы продолжаем совершенствовать модельный ряд. У нас уникальная программа новой техники подготовлена к производству на 2017 год, разработаны новые образцы специального оборудования. Программа разработана на основе обобщения опыта эксплуатации техники в пожарных частях. Сегодня покупателям предлагается около двадцати обновленных и вновь созданных моделей фактически уникальной продукции – высотной техники модельного ряда 2017 г.

В частности, это:

  • модернизированная автолестница пожарная АЛ-30 (КамАЗ-43502). На этой модели улучшены тактико-технические характеристики (ТТХ), усовершенствована система безопасности с увеличенным дисплеем и система индикации положения выдвижения опор. Кроме того, как и на всех других наших новых машинах, применены улучшенные защитные лакокрасочные покрытия, рабочее место оператора оборудовано регулируемым сиденьем, установлены проблесковые маяки со светодиодной оптической системой, увеличена гарантия, обеспечено бесплатное обучение достаточного количества операторов;
  • модернизированный автоподъемник коленчатый пожарный АКП-32 (КамАЗ-43118). Улучшены тактико-технические характеристики, установлены на основном пульте цветной дисплей блока индикации и управления с графической и числовой информацией о положении люльки на рабочем поле, а на пульте управления опорами – цветной дисплей с отображением информации о состоянии опорного контура и положении основания относительно горизонта. Установлен датчик анемометра на люльке с выводом индикации о скорости ветра на дисплей основного пульта. Особенно важно, что применена система безопасности с двумя вылетами: 13 м – при ширине опорного контура 4500 мм, и увеличенный – 17 м – при ширине опорного контура 5500 мм, что позволяет значительно расширить функциональные возможности автомобиля. При этом сохранена возможность работы в сторону выдвинутых опор при невыдвинутых опорах с противоположной стороны;
  • модернизированная автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ-3,0-40/4-24 (КамАЗ-43118). На модели 2017 года усовершенствована система безопасности и система выравнивания, кабина боевого расчета и механизм фиксации кабины, улучшена укладка ПТВ, применены алюминиевые ящики под ПТВ, как и на других машинах – более стойкие лакокрасочные покрытия;
  • новая модель – автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ-3,0-40/4-32 (КамАЗ-43118), высота подъема – 32 м с усовершенствованной системой безопасности, вылет 16 м с нагрузкой на вершину не прислоненной лестницы 180 кг, емкость для воды 3,0 м куб., пакет ПМ-506, который знают во всех пожарных частях;
  • новая модель – автолестница пожарная АЛ-30 (КамАЗ-43118) – уникальная автолестница в среднем классе, с характеристиками выше существующих сегодня ГОСТов. Высота подъема – не менее 31,35 м, максимальная рабочая нагрузка на вершину не прислоненной лестницы при вылете 18 м – 300 (!) кг, с опущенной кабиной и габаритом по высоте всего 3500 мм, что не только позволяет ее хранить в старых пожарных депо, но и значительно улучшить показатели устойчивости изделия при движении по трассе;
  • новая модель – автолестница пожарная АЛ-37 (КамАЗ-53605). Этот уникальный пожарный автомобиль изготавливается на 2-осном шасси КамАЗ с транспортной высотой 3500 мм, позволяющей обеспечить прикрытие целого микрорайона с этажностью зданий до 12 этажей, вылет 18 м, ширина опорного контура 5,0 м, нагрузка на вершину неприслоненной лестницы 300 кг, нагрузка с люлькой 200 кг;
  • новая модель – автолестница пожарная АЛ-43(КамАЗ-65115) с улучшенными тактико-техническими характеристиками, максимальный вылет 18 м, ширина опорного контура 5,5 м, нагрузка на вершину неприслоненной лестницы
  • 300 кг, нагрузка с люлькой 200 кг. Отличительная особенность изделия – разработанное нашими конструкторами более 20 лет назад так называемое «ломающееся» первое колено, позволяющее проводить противопожарные и аварийно-спасательные работы в труднодоступных местах.
  • уникальная новая модель – пожарный пеноподъемник ППП-32 (КамАЗ-65222), где применена усовершенствованная система безопасности с двумя вылетами: 24/22 м при ширине опорного контура 5,5/4,5 м, емкость для пенообразователя – 5,0 куб. м, шасси 6х6, установлен пожарный насос с системой дозирования пеносмешения и ствол с максимальным расходом 100-120 л/с. Изделие позволяет увеличить интенсивность подачи огнетушащих средств на высоте до 32 м в пять раз по сравнению с обычными подъемниками, и тушить в том числе крышные пожары без применения пожарных вертолетов и не рискуя личным составом;
  • новая модель – пожарная автолестница АЛ-30 (КамАЗ-5387РС). В данной модели применено специальное шасси с увеличенной грузоподъемностью, установлен стационарный водовод и водомаслотокопереход, нагрузка на вершине стрелы увеличена до 240 кг. Маневренная машина на двухосном шасси с параметрами тяжелых трехосных лестниц;
  • новая модель – автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 (КамАЗ-43502). Применено шасси КамАЗ с колесной формулой 4х4, улучшены тактико-технические характеристики, специальная увеличенная кабина боевого расчета.

Продукция ОАО «Пожтехника»

Кроме того, проведена значительная модернизация основных высотных пожарных автомобилей производства нашего предприятия высотой подъема 50 м – автолестницы пожарной АЛ-50 (КамАЗ-65115) и автоподъемника коленчатого пожарного АКП-50 (КамАЗ-6540). На этих автомобилях также улучшены ТТХ, проведена модернизация системы безопасности, внедрен ряд других усовершенствований.

Значительные изменения и усовершенствования коснулись программы специальной строительной техники. Уникальная машина создана на базе специального шасси (КамАЗ-5387 РС) – автоподъемник в северном исполнении АПТ-28.

На все модели подъемников высотой более 22 метра устанавливаются системы безопасности, применяемые на современных пожарных автомобилях, включая установку на основном пульте цветного дисплея блока индикации и управления с графической и числовой информацией о положении люльки на рабочем поле, а на пульте управления опорами – цветного дисплея с отображением информации о состоянии опорного контура и положении основания относительно горизонта.

Проведенная работа наверняка позволит пожарным и спасателям получить технику, которая будет долго, эффективно и надежно служить при выполнении возложенных на нее задач. Еще мы рады, что, по информации из регионов, наша техника в некоторых пожарных частях работает более чем по 40 лет. Значит, при сроке службы 10 лет – она четыре раза вырабатывает свой ресурс. Для удобства работы с нашими машинами, особенно в ситуации ослабления Производственно-технических центров (ПТЦ), мы в срочном порядке создаем региональные центры обслуживания техники, обучения операторов, в том числе совместно с Федеральными автономными учреждениями «ЦМТО ФПС». Такой центр начал работу в Московской области, в ближайшее время заработают центры в Санкт-Петербурге, Самаре.

Приглашаем федеральные, муниципальные и другие коммерческие предприятия к этой работе. Готовы обучить их специалистов по ремонту, обслуживанию техники и обучению операторов, организовать склады запасных частей. Планируется также передача таким предприятиям функций дилера для обеспечения более комплексного регионального подхода к технике на всем протяжении ее службы – от закупки, обучения, ввода в эксплуатацию, обслуживания, освидетельствования до гарантийного (при необходимости), текущего и капитального ее ремонта.

ОАО «Пожтехника» – российский машиностроительный завод. Безусловно, проблем, практически нерешаемых вопросов, которые все равно приходится решать для обеспечения движения вперед, – предостаточно. Ведь мы не почиваем на лаврах, а работаем в условиях жесткой конкуренции международного уровня. Многие машины, когда-то созданные впервые нашим предприятием, теперь тиражирует десяток заводов в России и СНГ. И надо отдать им должное, некоторые из них их чуть изменили, другие – значительно усовершенствовали и производят серийно на должном уровне. Но – кроме высотной техники! В этом сегменте в первую очередь наши конкуренты – крупные зарубежные компании. Кому не хотелось бы продавать без помех изделия, стоимость которых доходит до 50 млн руб. за штуку (столько и стоит аналог упомянутого выше пеноподъемника ППП-32), если бы не «Пожтехника» со своими ценами в 2-3 раза ниже импорта? Такая ситуация практически неизменна в течение 30 лет! Так что хватает у предприятия «доброжелателей»…

Цех ОАО «Пожтехника»

Я уже говорил, насколько история предприятия и его сегодняшний день переплетены с биографией Торжка. У нас сложились производственные семейные династии высококлассных специалистов, накопленный опыт которых передавался из поколения в поколение. И мы, безусловно, считаем, что необходима реальная поддержка таких предприятий на всех уровнях власти, чтобы они могли идти вперед, продолжать создавать новую высококачественную технику во благо государства российского.

К сожалению, взаимопонимания не всегда удается достичь. И тогда приходится решать не только производственные вопросы. Как было отмечено, мы стараемся уважать, поддерживать власть и помогать ей. Но в последние два-три года заводу приходится, помимо решения производственных задач, бороться с «нападками» администрации Торжка, его главы, хотя в свое время «Пожтехника» оказала серьезную поддержку данному кандидату при избрании. Мы становимся свидетелями, как торжокским предприятиям и их руководителям целенаправленно создаются проблемы. Нам в очередной раз приходится собирать подписи коллектива, писать обращения на самый верх. Мы не хотим, но вынуждены это делать. Более 80 лет «Пожтехника» достойно выглядит на фоне иностранных конкурентов, а в родном городе, оказывается, ей нет места? Планомерная и целенаправленная работа «группы товарищей», дружба которых поддерживается банкротством муниципальных предприятий, стоила «Пожтехнике» более 100 миллионов рублей, а «участникам» достаются непотопляемые должности, депутатские кресла и глубокое уважение «мелкого бизнеса». Ситуация для «Пожтехники» абсурдная: хоть из города съезжай...

Но мы очень надеемся на лучшее и в этом вопросе. Тем более, что «Пожтехника» постоянно ощущает поддержку как федеральных властей, структур, в частности, руководства МЧС, так и нового губернатора Тверской области Игоря Михайловича Рудени. Мы искренне поддерживаем курс Правительства России на модернизацию отечественного машиностроения. Мы верим, что ситуация позволит нам продолжать создавать высококачественную российскую пожарную технику, которая долгие годы будет надежно служить нашим пожарным в их трудной и опасной работе по спасению имущества и человеческих жизней. Иначе и быть не может.
 


Справка


Торжок
– город в Тверской области России. Административный центр Торжокского района, в который не входит, являясь городом областного значения, образующим одноименное муниципальное образование – городской округ город Торжок. Расположен на реке Тверце. Основан на рубеже X-XI веков первыми христианами в результате переселения славян на Верхнюю Волгу. До середины XV века – пограничный город Новгородской республики. Бывший крупный торговый пункт на пути в Новгород и Петербург. Город сохраняет архитектурные памятники XVII-XIX веков: в том числе жилую застройку, церкви, Борисоглебский и Воскресенский монастыри. Население – 46 312 человек по данным на 2016 год. Его крепость выдерживала длительные осады, он не раз сгорал дотла и опять возрождался. После 1015 года из странноприимного дома (христианского госпиталя), созданного пилигримами, и цитадели Торжок христианство стало распространяться по городам и весям бассейна реки Волги. Центр духовный и торговый, город всегда привлекал к себе повышенное внимание людей государственных, деловых, творческих. Плюсы Торжка и сегодня хорошо известны туристам и инвесторам. Одни едут сюда, чтобы посетить многочисленные великолепные храмы, построенные великими зодчими Росси и Львовым на высоких берегах Тверцы. Другие – чтобы для своего дела использовать инвестиционный потенциал и логистические возможности города (одно географическое положение чего стоит: 200 км до Москвы, 400 км до Питера, 100 км – от уникальной системы озер Селигер). В Торжке проживает народ, склонный к предпринимательству. Даже в советское время в огромной стране СССР было только две барахолки, на которые власти смотрели «сквозь пальцы», – в Одессе и … в Торжке! В удивительном городе и народ приобрел особенные качества. Ему не занимать активности, предприимчивости, ответственности за судьбу свою и Торжка. До революции последним всенародно избранным главой Торжка был владелец сети аптек Николай Иванович Дегтяревcкий. При нем были замощены улицы, проложен новый водопровод, установлены первые электрические фонари. При этом обязанности свои Николай Иванович исполнял исключительно на общественных началах… И в советские годы и до настоящего времени особую роль в общественно-политической жизни Торжка играло градообразующее предприятие – завод «Пожтехника», отметивший не так давно 80-летний юбилей.

 


Комментарий главного редактора журнала «Умное производство» Геннадия Климова:

– Первый раз производственную площадку ОАО «Пожтехника» в Торжке я посетил уже много лет назад в связи с техническим советом, который проводил Сергей Шойгу, возглавлявший тогда МЧС. Техсовет был посвящен проблемам создания новых образцов современной техники для пожаротушения. Это совещание проходило в одном из цехов торжокского предприятия. Потом я стал свидетелем приуроченной к юбилею предприятия грандиозной презентации возможностей новой техники прямо в центре города Торжка в пойме реки Тверцы. Тогда все увиденное произвело большое впечатление на всех присутствующих. Особенно специальное оборудование для аэродромов и тушения нефтяных скважин. Хотелось бы обратить внимание, что модельный ряд этого предприятия в конце 1980-х годов составлял всего два наименования пожтехники. За 30 лет ассортимент продукции достиг 300 моделей! Системами пожаротушения предприятия из Торжка сегодня оборудованы все современные космодромы (в то числе Байконур и Плесецк). Применяются они и в специальных изделиях, стоящих на вооружении армии и флота. Десятки миллионов огнетушителей – от углекислотных до порошковых и хладоновых, десятки видов строительных подъемников, автоподъемников телескопических впервые были созданы, спроектированы и изготовлены на «Пожтехнике». Определяющую роль в создании новых моделей сыграл нынешний председатель совета директоров Анатолий Николаевич Строкань. Он промышленный стратег, руководитель с большой буквы, и он же – прирожденный конструктор. Такое бывает редко, когда руководитель предприятия еще и сам является, по сути, главным конструктором. Для «Пожтехники» именно это качество Анатолия Строконя стало решающим конкурентным преимуществом на рынке, что позволило не только сохранить производство, но и сделать его национальным лидером в сегменте пожарной техники. Анатолий Строкань – редкий человек, талантливый инженер, опытный менеджер.

Предприятие его является градообразующим для Торжка. Оно дает работу жителям, формирует своими налогами бюджет города. Волей-неволей заводчанам приходится помогать муниципалитету в благоустройстве, в решении многих насущных городских проблем. Естественно, местная политика помимо их воли входит в сферу их каждодневных интересов. Заводчане всегда имеют свою неформальную фракцию в городской Думе, многие руководители города были выходцами с «Пожтехники». Хотя, конечно, многое на предприятии держится на таланте и трудолюбии именно Анатолия Николаевича Строканя – иногда кажется даже, что слишком много вопросов на предприятии и в городе завязано на нем лично. На мой взгляд, он мог бы больше полномочий делегировать своим подчиненным. Но я понимаю, что легко судить со стороны. Думаю, что следует в юбилей конструкторской деятельности Анатолия Николаевича пожелать ему и его коллективу – так держать! Новых свершений и взятия новых рубежей!

В этом году у Анатолия Строканя еще один юбилей – ему исполняется 55 лет. Сегодня он столкнулся, с мягко говоря, наездами со стороны всем миром избранного за счет «Пожтехники» главы Торжка. Я также имел неосторожность вложить душу и средства в избрание господина Рубайло. Тогда и представить было невозможно, что нельзя верить ни одному его слову. Но мы надеемся, что проблемы разрешатся, и нам, как всегда, удастся встретиться и поздравить Строканя в кругу друзей Торжка на набережной красивейшей реки Тверца – в апреле на одноименной «Встрече друзей Торжка».


 

Версия для печати
Авторы: Геннадий КЛИМОВ
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: