Российский экспорт: традиционные приоритеты и новые векторы

Сегодня российская экономика испытывает беспрецедентный уровень давления со стороны ряда западных стран. Принятые в отношении России санкции обусловили ограничение экспортных возможностей многих ведущих отечественных предприятий и сокращение их доли на рынках западных стран.

Однако, по мнению руководителя единого информационного портала «Экспортеры России» Юрия Шурыгина, экономические вызовы только ускорили процесс освоения новых рынков, и российские экспортеры сейчас активно переориентируются на новые регионы сбыта своей продукции. Достаточно взглянуть на следующие приведенные им примеры.

Одним из наиболее крупных и перспективных регионов в плане экспорта для России является Азия, и прежде всего Китай и Вьетнам. Несмотря на то что Поднебесная – крупнейший в мире экспортер самых разных товаров, спрос на уникальные российские разработки в ней сохраняется. Так, омская компания ОАО «СибВПКнефтегаз» в 3-м квартале 2014 года поставила в Китай амфибийный вездеход на воздушной подушке «Арктика 3Д», предназначенный для перевозки людей и грузов в особо сложных дорожных условиях – по болотам и холмистой суше – на дальность до 1100 км. Интерес к подобного рода технике демонстрирует реальную возможность для российских экспортеров найти свою нишу на почти полуторамиллиардном рынке Китая.

Во Вьетнаме также существует спрос на российскую высокотехнологичную продукцию: в этом году «Объединенная приборостроительная корпорация», входящая в госкорпорацию «Ростех», начала поставлять Вьетнаму комплексы воздушной связи НКВС-27 – данная система обеспечивает связь между различными классами авиационной техники. К настоящему времени вьетнамская сторона получила уже три комплекса связи, четвертый планируется передать заказчику в начале 2015 года.

Перспективным направлением становится сотрудничество с Монголией. Рынок этой страны на сегодняшний день характеризуется бурным ростом сразу нескольких сегментов экономики, и сибирские компании могут не только занять серьезную долю местного рынка, но и извлечь выгоду из совместных предприятий с Монголией. Например, новосибирская компания «Арс-Терм» уже начала экспортировать в Монголию оборудование для троллейбусов. До конца года компания планирует поставить монгольской «Цахилгаан Тээвэр» оборудование для производства 10 троллейбусов JEA 800D. Троллейбусы будут использоваться для пассажирских перевозок в Улан-Баторе. Первый новосибирско-монгольский троллейбус собрали в сентябре. Примечательно, что все электронные составляющие поступают из России, монгольское предприятие занимается производством кузовов и окончательной сборкой.

Еще одним многообещающим рынком сбыта для российских компаний являются страны Центральной и Латинской Америки. В последнее время ряд крупных и средних российских предприятий наращивает свое присутствие в этом регионе. К примерам подобной активности можно отнести в первую очередь поставки российских тракторов и комбайнов в Никарагуа. В соответствии с государственным контрактом между Минпромторгом РФ и «Агромашхолдингом» Никарагуа до конца 2014 года получит 200 универсальных тракторов АГРОМАШ 85ТК и 10 зерноуборочных комбайнов «Енисей 950» с жатками.

Масштабный проект сейчас разрабатывается компанией «КамАЗ». Речь идет об открытии в Аргентине сборочного производства грузовиков. На данный момент переговоры с аргентинской стороной находятся на начальной стадии. Сейчас компания осуществляет поставки шасси на заводы в Колумбии и Венесуэле и уже успела занять значительную часть местного рынка. В планах автопроизводителя – выход на рынок Перу, а именно участие в тендере на поставку автомобильной техники для Министерства обороны Перу. Победа в тендере сможет обеспечить расширение российской доли в регионе как в сегменте пассажирского транспорта, так и на рынке грузовых автомобилей. По словам руководства предприятия, главная проблема – это расстояние. Поставлять в страны Латинской Америки готовые автомобили крайне дорого. Без локальной сборки российский автопроизводитель не может осуществлять масштабное присутствие на рынке. Одним из вариантов снижения производственных издержек является использование компонентов, производимых бразильскими партнерами КамАЗа, и локализация производства.

Принято считать, что страны Ближнего Востока в структуре российского экспорта в первую очередь являются потребителями сельскохозяйственной продукции и продукции ВПК. Тем не менее молодая, но уже ставшая известной международная компания Yota Devices, основной деятельностью которой являются разработка и производство высокотехнологичного абонентского LTE-оборудования (модемов, роутеров, телефонов), в этом году открыла свое представительство в Дубае. Этот шаг призван укрепить позиции компании в регионе и расширить сбытовую нишу за счет потребителей из стран Ближнего Востока. Основной продукцией, которая будет реализовываться на быстрорастущем рынке смартфонов стран Персидского залива, станет модель смартфона YotaPhone 2. Компания Yota Devices планирует продолжать сотрудничать с крупнейшими местными дистрибьюторами потребительской электроники, такими как компания Etisalat.

Также, несмотря на санкции, российские экспортеры продолжают интересовать своей продукцией и европейских партнеров. К примеру, российское предприятие «Автокран» поставило в соседние государства автокрановую технику «Ивановец». Только в 2014 году зарубежные покупатели законтрактовали более 100 кранов «Ивановец». В частности, в Польшу и Литву были отправлены 2 крана КС-35714К-2-10 и КС-45717К-3Р грузоподъемностью 16 и 25 тонн. Дополнительно готовится контракт на очередную партию для Литвы в количестве 10 единиц. Ранее компания подписала договор о поставке 10 единиц спецтехники в Египет. Производитель отмечает, что зарубежные компании, имея альтернативу приобрести крановую технику из разных стран, зачастую делают выбор именно в пользу российской продукции, отмечая ее надежность, технологичность и простоту в использовании. Успешной была в этом году и внешнеторговая практика машиностроительной компании «Ленкомтех» (Пензенская область, город Заречный). Представители группы европейских компаний «Saria bio industries» заключили договор с ООО «Ленкомтех» на поставку спецоборудования – контейнеров-цистерн для биоотходов. Первая партия товара получила высокую оценку заказчиков. По мнению специалистов, продукция зареченского предприятия превосходит аналоги по важнейшему конкурентному показателю: соотношению «цена-качество».

Наконец, в числе постоянных приоритетов отечественных экспортеров – рынки стран СНГ, традиционно являющихся крупнейшими импортерами российской несырьевой продукции. Так, группа компаний «Алмаз» из Алтайского края заключила в столице Таджикистана Душанбе контракт с ГУП «Мадад» на сумму 300 000 долларов. Предмет контракта – поставка лемешных плугов FINIST 3-35, которые стали оптимальным решением для сельскохозяйственной отрасли республики: плуги агрегатируются с тракторами мощностью 60-80 л.с., которые составляют большую часть машинно-тракторного парка таджикских фермеров – декхан, основной производительной силы в сельском хозяйстве республики. Это небольшие плуги, идеально подходящие для мелкоконтурных полей декханских хозяйств.

– Переориентация высокотехнологичного экспорта станет драйвером развития производственных мощностей в российских регионах, – резюмирует Юрий Шурыгин, – и приведет к росту числа предприятий с участием отечественных компаний за рубежом. Это, в свою очередь, позволит освоить новые рынки и российским инжиниринговым компаниям. Многие наши эксперты сходятся во мнении о том, что 2015 год может стать поворотным для российских экспортеров несырьевой продукции. Дополнительные кредитные и страховые инструменты, которые будут запущены Центром кредитно-страховой поддержки экспорта, смогут значительно расширить финансовые возможности отечественных предприятий и открыть новые рынки для экспортеров России.

Версия для печати
Авторы: Галина ТАРАНОВА
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: