Оценка результативности системы менеджмента качества

В соответствии с п. 3.2.14 [1] результативность есть степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. В п. 4.1 [2] говорится, что «организация должна… постоянно улучшать результативность системы менеджмента качества…», а в п. 8.4 «организация должна определять, собирать и анализировать… данные… результативности СМК…». В п. 8.5.1.1 [3] записано: «Количественные оценки результативности СМК должны представляться для анализа руководству и ПЗ с заданной периодичностью». В связи с этим оценка результативности СМК является объектом внимания как внешних аудиторов, оценивающих СМК предприятия на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001–2001 и ГОСТ РВ 15.002–2003, так и руководства предприятий.
 
В последнее время появляется все больше материалов (статьи, выступления, методики) по оценке результативности систем менеджмента качества (СМК). Но многие из них страдают одним недостатком – они несколько сложны для исполнения и допускают широкое поле для толкования оценки результативности СМК [4–6]. В п. 8.2.3 [2] говорится, что «организация должна применять…, где это целесообразно, измерение процессов СМК...», в п. 8.2.3.3 [3] «в СМК следует установить методы оценки результативности процессов…».
Предлагаемая методика оценки результативности СМК основана на оценке результативности процессов СМК, функционирующих на предприятии. Все процессы СМК можно разделить на следующие группы:
– управленческие процессы;
– производственные процессы;
– вспомогательные (обеспечивающие) процессы;
– процессы измерения, анализа, улучшения.
В Табл. 1 предлагается рекомендуемый перечень процессов СМК. Конечно, этот перечень может быть изменен (сокращен или дополнен) в зависимости от рода деятельности и специфики предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 






Рекомендация к Таблице 1.
Число выделенных процессов СМК не следует делать слишком большим, т.к. к процессам СМК предъявляются требования по критериям и методам, необходимым для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами (п. 4.1в ГОСТ Р ИСО 9001–2001), и должен осуществляться мониторинг, измерение и анализ этих процессов (п. 4.1д ГОСТ Р ИСО 9001–2001), что часто вызывает трудности у предприятий. Некоторые процессы жизненного цикла изделия целесообразно квалифицировать как вид деятельности предприятия, а не процесс СМК. Например, «Идентификацию и прослеживаемость» можно охарактеризовать как вид деятельности.
Для упрощения методики оценки результативности все процессы СМК целесообразно разделить на группы с учетом их важности для предприятия, например на три. Для ФГУП НИИИТ состав групп выглядит следующим образом:
– «Менеджмент ресурсов», «Процессы, связанные с потребителем», «Проектирование и разработка», «Управление производством и обслуживанием», «Управление устройствами для мониторинга и измерений»;
– «Ответственность руководства», «Планирование процессов жизненного цикла продукции», «Управление несоответствующей продукцией», «Мониторинг и измерение продукции», «Корректирующие и предупреждающие действия»;
– «Управление документацией», «Закупки», «Человеческие ресурсы», «Сохранение соответствия продукции», «Управление записями», «Внутренние проверки».
Как можно заметить, в группы вошли процессы разных видов (управляющие, производственные, вспомогательные, измерения). Группы расположены в порядке их значимости. Количество и состав групп, их значимость и перечень процессов, в них входящих, каждое предприятие определяет исходя из своей специфики и стоящих перед ним задач. Для заводов, по-видимому, наиболее важными будут процессы СМК, связанные с производством и контролем качества продукции, для НИИ – с проектированием и разработкой продукции, и т. п. После определения состава и важности групп для каждой группы задаются весовые коэффициенты, которые выбираются из условия:                            
 , (1)
 
где Ni – число процессов в i-й группе процессов; Ki – весовой коэффициент i-й группы процессов; n – число групп процессов.
Результативность СМК можно оценить по формуле:
 , (2)
где Rji – результативность j-го процесса в i-й группе. В нашем случае n = 3. Весовые коэффициенты для каждой из групп были выбраны следующие: 0,08, 0,06 и 0,05 соответственно.
Следует, однако, отметить, что как отнесение процессов СМК к той или иной группе, так и задание весовых коэффициентов носят субъективный характер, поэтому целесообразно применять метод экспертных оценок [7].
Результативность процесса оценивается по показателям. Если таких показателей несколько, то для каждого устанавливается свой весовой коэффициент. При этом сумма всех весовых коэффициентов данного процесса должна быть равна 1. Рекомендуемые показатели результативности указанных выше процессов приведены в Табл. 2.











































В п. 8.2.3 ГОСТ Р ИСО 9001–2001 говорится, что «организация должна применять…, где это целесообразно, измерение процессов СМК… Если запланированные результаты не достигнуты, то, когда это целесообразно, должны предприниматься коррекция и корректирующие действия…». Поэтому для каждого показателя результативности процесса предлагается устанавливать критерии (количественные или качественные), соответствующие определенной оценке: «У» – улучшение, корректирующих и предупреждающих действий не требуется; «ПД» – требуются предупреждающие действия; «К» – требуются коррекция или корректирующие действия.
Критерии результативности процессов устанавливаются исходя из опыта работы предприятия экспертным путем или после набора соответствующей статистики. На нашем предприятии были предложены критерии результативности процессов и весовые коэффициенты показателей результативности процессов, приведенные в Табл. 3.









































Результативность процесса оценивается по формуле:
 , (3)
где Пm – критерий m-го показателя результативности j-го процесса; km – весовой коэффициент m-го показателя результативности; m – число показателей результативности j-го процесса. Если у процесса один показатель результативности, то km = 1.
Оценив результативность каждого процесса, можно по формуле (2) оценить результативность всей СМК в процентах или относительных величинах. Возникает вопрос, насколько полученная оценка говорит о результативности СМК и какова ее достоверность. Можно рекомендовать следующую интерпретацию значений результативности СМК: Rсмк < 0,7 – недостаточная, 0,7<=Rсмк<=0,9 – достаточная, Rсмк > 0,9 – высокая. В [8] справедливо утверждается, что результативна любая СМК. Степень результативности (численное или относительное значение) СМК каждое предприятие определяет самостоятельно. Достоверность оценки результативности СМК определяется объективным выбором показателей результативности процессов и критериев их оценки.
Периодичность оценки результативности процессов определяется периодичностью оценки СМК. На нашем предприятии это год. Оценку проводит руководитель процесса. Информация по оценкам результативности процессов предоставляется в службу качества.
Рассмотренный выше метод оценки результативности СМК опробован в ФГУП НИИИТ, результаты приведены в ежегодных отчетах о функционировании СМК предприятия.
 
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000–2001.
2. ГОСТ Р ИСО 9001–2001.
3. ГОСТ РВ 15.002–2003.
4. Методика оценки результативности СМК предприятий (организаций) оборонно-промышленного комплекса. М.: СДС «Военный регистр», 2006.
5. Терещенко Н.В., Яшин Н.С. // Методы менеджмента качества. 2006. №4.
6. Функционирование СМК и ее результативность // Все о качестве. 2008. Вып. 53. 88 с.
7. Надежность и эффективность в технике: Справочник / Под ред. В.С. Авдуевского и др. М.: Машиностроение, 1986.
8. Степанов А.В. Результативность процессов СМК // Методы менеджмента качества. 2008. №2.

Материал предоставлен журналом «Новые промышленные технологии», www.cnilot.ru

Версия для печати
Авторы: В.В. Горячев, кандидат технических наук, ФГУП НИИИТ, г. Москва
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий:
Автор: Dmitry (08.02.2012 14:58:15)
Тема: группы процессов
"процессы СМК можно разделить на следующие группы: – управленческие процессы; – производственные процессы; – вспомогательные (обеспечивающие) процессы; – процессы измерения, анализа, улучшения." Процессы Измерения, анализа и улучшения???????? Управление - PDCA - планируй, делай, контроль, улучшай. Измерение анализ и улучшение - эти функции неразрывно связаны с управлением. Я считаю, что данная группа процессов избыточна.